И в Вашингтоне, и в Москве активизировались 'ястребы'. По словам вашингтонских аналитиков, они хотят нагреть руки на последних политических перипетиях между Россией и США и использовать то, что, в момент очередного ухудшения американо-российских отношений обоим президентам вскоре придется 'хромать на выход'.
Люди, знакомые с ситуацией в Белом доме, утверждают, что на прошлогоднем саммите 'большой восьмерки' Буш решил практически не обращать внимание на Россию и с тех пор сравнительно мало общался с Владимиром Путиным, поскольку на промежуточных выборах в Конгресс его позиции были существенно ослаблены, внешнеполитическая платформа пошатнулась, и все силы правительства уходили на решение проблем Ирака.
На европейском фронте усилий по формированию единой позиции по двум наиболее важным вопросам - размещению систем противоракетной обороны и независимости Косово - оказалось явно недостаточно.
В Кремле не преминули заметить, что у Буша на руках нет сильных карт, и, как рассказывают аналитики, знакомые с точкой зрения Администрации на этот вопрос, Москва сейчас не считает, что за жесткую риторику ей придется чем-либо расплачиваться. Симптомы вакуума в американском политическом поле проявились, в частности, 27 марта, когда Буш встретился с российским генералом Владимиром Шамановым, которого - хотя в Белом доме, судя по всему, об этом никто не знал - обвиняли в нарушениях прав человека в Чечне.
Более серьезная демонстрация произошла недавно в Москве, когда Путин и госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) обменялись уколами: США снова подтвердили свою приверженность курсу на независимость Косово, а Путин в ответ заявил, что Россия может признать независимость Абхазии от Грузии.
Аналитики считают, что такое развитие событий облегчило вице-президенту Дику Чейни (Dick Cheney) и другим влиятельным политикам проведение более жесткого курса.
- Мне видится ужесточение политики и с той, и с другой стороны, - считает Дмитрий Саймс (Dimitri Simes), президент вашингтонского Никсоновского центра (Nixon Center). По его мнению, в Москве растет количество тех, кто разочаровался в Западе и хочет поворота России лицом к Китаю и Ирану.
- Никогда раньше я не видел в Москве такой атмосферы беспокойства и гнева, - сказал он.
Отметим Саймс и 'твердолобое', по его словам, выступление представителя Госдепартамента Дэвида Крамера (David Kramer) на прошлой неделе, посвященное России. Он считает, что после февраля, когда в отставку с поста главного директора по России в Совете национальной безопасности ушел Томас Грэхем (Thomas Graham), 'реалистично мыслящих' политиков в СНБ явно не хватает.
- Сегодня в Администрации нет альтернативных голосов, - говорит Саймс. По его словам, лидерство в Госдепартаменте прочно захватили 'ястребы' Крамер и Дэниел Фрид (Daniel Fried).
Позиции реалистов в США существенно подорвало и снижение степени доверия к Путину со стороны американского делового сообщества. Совершенно обратная ситуация складывается, к примеру, с Китаем: там политика сближения подпитывается энергией сильного делового лобби.
С Саймсом не согласен Глен Говард (Glen Howard), президент оборонного аналитического фонда Jamestown Foundation. По его мнению, ужесточения в политике США не происходит.
- Совсем наоборот - ужесточается политика России, и именно Путин делает неправильные шаги. Если кто и планирует разорвать отношения, то это Путин.
Специалист по российской истории профессор Питер Реддауэй (Peter Reddaway) связывает позицию, занятую Москвой, с тем, что в 2008 году заканчивается второй президентский срок Путина.
- Когда непонятно, что случится [после ухода Путина в отставку], это хорошая возможность для 'ястребов', чтобы попытаться добиться желаемого для них результата.
Заместитель директора Московского центра Карнеги (Carnegie Moscow Center) Дмитрий Тренин утверждает, что в отношениях между двумя президентами сохраняются 'остатки согласия', однако в общем и целом правительство Буша перестало обращаться внимание на Россию, и занимается не развитием отношений с мировыми державами, а борьбой с терроризмом и противостоянием распространению ОМП.