О чем, собственно, идет речь? Существует возможность того, что через некоторое время иранцы обзаведутся несколькими ракетами большой дальности, способными нести ядерный заряд. Для отражения подобной угрозы американцы хотят разместить в Польше десяток ракет-перехватчиков, которые будет направлять радар, установленный в Чехии.
С первого взгляда этот проект вполне обоснован, но он, как лакмусовая бумага, выявляет противоречия в позиции каждой из заинтересованных сторон.
Громогласная противоречивость Москвы. В отличие от СССР былых времен, у современной России больше нет врагов. Ей никто не угрожает, и она не угрожает никому.
Тем не менее, у нее остались тысячи единиц ядерных вооружений, которые официально не направлены на цели за пределами России. Западные страны приняли Россию в 'большую восьмерку', в которую входят крупнейшие мировые державы, хотя по объему ВВП она занимает 11 место в мире. Она участвует в программе НАТО 'Партнерство ради мира'.
Неужели российский президент рассчитывает повысить уровень международного доверия к России, когда усматривает в этом противоиранском щите ядерную угрозу своей стране и заявляет что, в связи с этим, он нацелит ядерные ракеты на : Западную Европу?
Неужели он не понимает, что на двадцатилетнюю перспективу России самой стоит опасаться мусульманских экстремистов, которых она щадит в Иране и Сирии, в то время когда Европейский Союз гарантирует ей мир на все времена на Западе?
Давайте будем милосердны и скажем, что Владимир Путин забыл, что живет в мирное время.
Поражает противоречивость позиции Вашингтона. Соединенные Штаты после распада СССР так и не выработали политику в отношении России. Поскольку они ведут борьбу против исламистского терроризма и ядерных проектов Ирана и Северной Кореи, они не могут позволить себе находиться в конфронтации с естественным союзником, которым отныне должна являться Россия. Как можно не понимать, что расширение НАТО до российских границ, обустройство американских баз в республиках Центральной Азии и размещение систем вооружения в Центральной Европе воспринимаются Москвой, с ее сверхчувствительностью к подобным вещам, как агрессивные действия?
Противоречий хватает и в действиях Праги и Варшавы. В 2002 году обе страны решили воспользоваться благами единой бюджетной, коммерческой, монетарной политики, а также дипломатией, проводимыми их соседями по Евросоюзу. Какую выгоду они рассчитывают извлечь из этого вызывающего разногласия с Россией проекта, ведь им понадобится безоговорочная поддержка их европейских соседей, когда они будут обсуждать с Москвой вопросы, не менее значимые для их независимости и безопасности, например, энергетические?
Молчаливая противоречивая позиция других стран Европы. Несмотря на то, что планы США касаются непосредственно ее территории, Европа хранит молчание и рассеянно наблюдает за ведущейся над ее головой перепалкой по вопросу ПРО. Будет ли этот 'щит' служить защитой и Европе? Если да, то мы должны высказать свое мнение по данному вопросу. Если нет - тоже, потому что в любом случае это размещение элементов 'щита' может послужить причиной для превентивного удара, о чем и предупреждают русские. Из-за нашего географического местоположения, в случае необдуманных действий Москвы или Тегерана, пострадаем скорее мы, а не Вашингтон.
Зачем вообще нужен Европейский союз, если мы все вместе не обсуждаем эти жизненно важные для нашей безопасности проблемы? Зачем нужна НАТО, если американцы принимают такое серьезное решение, не запросив официального мнения у всех членов альянса?
Противоречия растут, как снежный ком, и может быть саммит 'большой восьмерки' предоставит возможность актерам этого плохого трагифарса призвать на помощь здравый смысл и снизить накал напряженности.
Во время своей предвыборной кампании Николя Саркози заявил, что намерен в своей внешнеполитической деятельности заниматься настоящими проблемами, не признавая никаких табу, как он эффективно делал это во внутриполитических делах. Здесь мы имеем дело как раз с таким случаем. Нужно пригласить наших крупных мировых партнеров задуматься над условиями обеспечения мира в XXI-ом веке и ролью, которую должны играть Евросоюз, НАТО и ответственные ядерные державы, чтобы избежать повторения ряда самых страшных ошибок века минувшего.
Ален Ламасур - бывший министр
______________________________________
Для ракетных угроз нет оснований ("The Boston Globe", США)
В вопросе ПРО Россия потеряла всякое чувство меры ("The Financial Times", Великобритания)