Растущее число 'раздражителей', в том числе косовский вопрос и энергетическая политика России, могут отравить атмосферу на встрече
Даже в разгар 'холодной войны' перепалка между Востоком и Западом редко достигала такого накала.
В субботу, встретившись с журналистами накануне саммита 'группы восьми' в Германии, российский президент Владимир Путин обрушился на США за то, что те своим планом размещения ракет-перехватчиков в Центральной и Восточной Европе провоцируют 'назревающую гонку вооружений', и предостерег, что Россия может навести ядерные ракеты последнего поколения на 'новые цели в Европе'. На прошлой неделе г-н Путин, словно подражая советскому лидеру Леониду Брежневу, назвал успешные испытания российских баллистических ракет ответом на происки американского 'империализма'.
Вашингтон в последнее время порой прибегает к столь же враждебной риторике. На прошлой неделе чиновник Госдепартамента Дэвид Креймер (David Kramer) озвучил список 'прегрешений' Кремля, включающий 'подавление подлинной оппозиции, ограничение права на акции протеста, удушение гражданского общества и урезание свободы СМИ'.
В основе этого 'обмена любезностями', по словам ряда экспертов, лежит крепнущая убежденность в том, что девять лет назад Запад совершил ошибку, предложив России вступить в 'восьмерку', которая многими рассматривается как закрытый 'клуб' ведущих держав, определяющих развитие мировой экономики и направленность международных отношений.
'Ожидалось, что вступление в 'восьмерку' : побудит Россию стать конструктивным, ответственным участником мировой политики', - объясняет сэр Николас Бэйн (Nicholas Bayne), бывший британский дипломат, работающий ныне в Лондонской школе экономики (London School of Economics). По его словам, в первые годы пребывания Путина у власти эти ожидания оправдывались. Однако сейчас 'политическая деятельность Путина с точки зрения ответственности совершенно не оправдывает наших надежд. Действия России не отвечают принципам работы 'восьмерки':. Когда речь заходит о таких вопросах, как международная торговля энергоносителями, где Россия - один из ключевых игроков, обстановка начинает накаляться, потому что она продвигает собственную программу без учета интересов других'.
Ангела Меркель - канцлер Германии, которая в этом году председательствует в 'восьмерке' - дает понять: принимая лидеров США, Британии, Франции, Италии, Японии, Канады и России в курортном городке Хайлигендамм на побережье Балтики, она постарается сосредоточить дискуссию на таких темах, как глобальное потепление и помощь Африке.
Однако, по мнению экспертов, в центре внимания могут оказаться вопросы, вызывающие сегодня острые разногласия - связанные с системой ПРО, Косово, энергетической политикой России, убийством критика Кремля Александра Литвиненко, или другими пунктами растущего списка 'раздражителей' в отношениях между Востоком и Западом.
'Атмосфера в канун нынешней встречи 'восьмерки' сложилась крайне неприятная, - отмечает Павел Мансуров, один из редакторов независимого московского журнала 'Индекс безопасности'. - Происходит быстрое охлаждение отношений с Западом, а проблемы во многих областях множатся. Путину придется нелегко'.
Готовясь к отъезду в Европу, президент Буш, судя по всему, всячески старался преуменьшить разногласия. 'Лично я хочу донести до Владимира Путина следующее: в возврате к 'холодной войне' нет необходимости. Она закончена', - подчеркнул он.
Ситуацию, однако, осложняет усиливающаяся неясность в вопросе о том, кто станет преемником Путина в будущем году, когда истечет его президентский срок.
Трое лидеров стран 'восьмерки', поддерживавшие тесные контакты с Путиным - бывший итальянский премьер Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), бывший германский канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schroeder) и бывший президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) - покинули политическую арену, а их преемники относятся к России прохладнее. Кроме того, нынешний саммит станет последним для британского премьер-министра Тони Блэра, убежденного сторонника сближения с Россией. Отношения между Лондоном и Москвой испортились после отравления критика Кремля Александра Литвиненко и отрицательного ответа на запрос Британии об экстрадиции бывшего агента КГБ Андрея Лугового для предъявления ему обвинения в этом убийстве.
Другим потенциальным источником разногласий может стать вопрос о статусе Косово, сербской провинции с преимущественно албанским населением, отторгнутой НАТО в результате войны 1999 г. На Западе существует единое мнение о том, что Косово следует помочь поэтапно обрести независимость, однако Россия, традиционная союзница Сербии, предостерегает, что за этим может последовать волна аналогичных деклараций со стороны самопровозглашенных 'мини-государств' на территории бывшего СССР и в других районах мира. 'Россия по этому вопросу придерживается иной позиции, и Запад ее не понимает', - утверждает Алексей Макаркин, заместитель директора независимой московской аналитической организации Центр политических технологий.
В понедельник г-жа Меркель заявила, что косовский вопрос скорее всего будет обсуждаться в Хайлигендамме. 'Нам необходимо определить, каким пространством для маневра мы располагаем, - заметила она в интервью Spiegel. - На мой взгляд важнейшую роль здесь играет фактор времени. Мы должны принять решение в короткие сроки'.
Путина также остается безучастным к критике Западом его действий в области прав человека; на состоявшемся в мае саммите 'Россия-ЕС' у него по этому поводу даже состоялась открытая перепалка с Меркель.
'Соединенные Штаты являются сегодня главным нарушителем свобод и прав человека в глобальном масштабе, - заявил он на субботней встрече с журналистами. - Такие же претензии и к Великобритании есть, и к Франции, и к Федеративной Республике Германии' [Путин говорил о выводах последнего доклада правозащитной организации Amnesty International - прим перев.].
Кроме того, эксперты говорят о неутихающих спорах между Востоком и Западом по таким вопросам, как общая энергетическая политика, облегчение доступа в Россию иностранным инвесторам, и выработка единого подхода к проблеме ядерных амбиций Тегерана. Некоторые считают: максимум, чего можно ожидать от встречи в Хайлигендамме - это констатация имеющихся разногласий, выдержанная в дружественном тоне. 'Несомненно, отношения между Россией и другими странами 'восьмерки' переживают кризис', - отмечает бывший депутат французского парламента Оливье Жискар д'Эстен (Olivier Giscard D'Estaing). В то же время, по его словам, альтернативы продолжению диалога не существует: 'Мы должны поддерживать контакт с Россией'.
В работе над статьей участвовала корреспондент в Гамбурге Мария Блейк (Mariah Blake)