Если ежегодные встречи лидеров восьми самых богатых и влиятельных стран мира действительно необходимы, то прежде всего потому, что они позволяют выработать меры для решения самых насущных и сложных проблем.
Перед президентами и премьерами, собравшимися на этой неделе в немецком городке Хайлигендамм, стоят три таких вопроса. Они должны найти способы затормозить процесс глобального потепления, выполнить прежние обещания относительно Африки и остановить Иран, лихорадочно пытающийся овладеть ядерными военными технологиями. Все эти три вопроса уже много раз обсуждались на предыдущих саммитах 'большой восьмерки'. Сейчас задача состоит в том, чтобы перейти от деклараций к эффективным действиям - иначе еще один год будет потрачен впустую, а проблемы, требующие решения, только обострятся.
Сегодня президент Буш уже не отрицает сам факт глобального потепления. Однако его предложение провести конференцию 15 стран, выбрасывающих в атмосферу больше всего парниковых газов - не тот шаг, которого можно ожидать от страны, претендующей на мировое лидерство. Он возлагает надежды на некие отнюдь не гарантированные технологические 'прорывы', и пытается обойти вопрос о принудительном ограничении выбросов.
Более серьезным выглядит предложение хозяйки нынешнего саммита - германского канцлера ангелы Меркель. Она предлагает ввести обязательные для всех ограничения в сочетании с соответствующими стимулами, чтобы к середине столетия добиться сокращения выбросов парниковых газов на 50%. Г-на Буша не устраивает конкретный характер этого предложения; он добивается включения в итоговое коммюнике максимально расплывчатых формулировок. Г-жа Меркель и ее единомышленники, например британский премьер-министр Тони Блэр, не должны ему уступать.
Два года назад лидеры 'восьмерки' пообещали к 2010 г. удвоить объем помощи африканским странам и либерализовать международную торговлю, чтобы создать для них дополнительные возможности в экономике. Пока что им не удалось существенно продвинуться к выполнению этих задач. Международные торговые переговоры буксуют, а совокупный объем помощи - если не считать разового списания долгов Нигерии - едва увеличился. Без установления конкретных ежегодных показателей увеличения помощи, намеченная цель к 2010 г. достигнута не будет. Кроме того, на этой неделе лидеры восьми стран должны взять на себя дополнительные обязательства по финансирования максимального доступа больных СПИДом к медицинской помощи. В плане финансирования борьбы со СПИДом г-н Буш проявляет себя настоящим мировым лидерам. Теперь дело за его коллегами.
Самым насущным вопросом, однако, является иранский. Последнее предупреждение президента Махмуда Ахмадинежада относительно введения новых санкций - неприкрытая попытка воспользоваться разногласиями в рядах 'восьмерки'. На самом деле предупреждения должны звучать с другой стороны: Тегерану следует недвусмысленно дать понять, что продолжение ядерных экспериментов грозит ему куда более жесткими санкциями.
Заставить Иран отказаться от военных ядерных амбиций можно только совместным давлением со стороны США, Евросоюза и России. Россия не так богата, как остальные страны 'восьмерки', и сильно отстает от них по уровню демократии. Однако из-за традиционных торговых и технологических связей с Ираном она пользуется особым влиянием на эту страну.
Американская дипломатия придерживается в этом вопросе более жесткой линии, чем европейцы: последние еще тешат себя иллюзиями, что Иран удастся убедить одними аргументами. Европе необходимо осознать жесткие реалии и усилить давление на Тегеран. Если трансатлантическое сообщество займет решительную и солидарную позицию, к ней, возможно, присоединится и Россия. Дальнейшее промедление в этом вопросе может привести к катастрофе.
__________________________________
Гонка вооружений - плод воображения русских ("Le Figaro", Франция)
Лихорадка саммита ("The Times", Великобритания)