Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Львовская элита: провинциальность с претензией на всеукраинский масштаб

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Львов - провинциальный город. Это утверждение остается справедливым, несмотря на все попытки львовян его опровергнуть. Существует несколько причин, которые, дополняя одна другую, превращают это утверждение в аксиому. Из уст львовян часто звучит оправдание, дескать, Львов не имеет существенного 'веса' из-за своего географического расположения, но это слабый аргумент, который вряд ли стоит принимать во внимание

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Этот текст обнаружила и перевела наш читатель ollo_eva, за что мы ей крайне признательны

__________________________________________________

Львов - провинциальный город. Это утверждение остается справедливым, несмотря на все попытки львовян его опровергнуть. Существует несколько причин, которые, дополняя одна другую, превращают это утверждение в аксиому. Из уст львовян часто звучит оправдание, дескать, Львов не имеет существенного 'веса' из-за своего географического расположения, но это слабый аргумент, который вряд ли стоит принимать во внимание. Так, возводя Львов, Даниил Галицкий не имел намерения переносить в него столицу. Львову отводили функцию оборонного и торгового узла. И, поскольку необходимость обороняться от врагов отпала, что же мешает городу оставаться тем великим центром торговли, которым он был во времена Даниила Галицкого? Близость границы как нельзя лучше этому способствует.

Львовщина не богата полезными ископаемыми - с этим придется согласиться. Однако и это условие не является главным. Значимость города прежде всего обусловливает не количество полезных ископаемых, а политическая, экономическая и социальная активность его жителей.

Главный вектор, по которому движется городской социум, образует элита города. Гражданская позиция рядового жителя формируется под влиянием мыслей известных львовян, общественных деятелей, политиков, ученых, чиновников и деятелей искусства. Итак, самоидентификация львовян напрямую зависит от того, как себя позиционирует элита. Это подтверждают и визиты этого года во Львов сначала премьер-министра Виктора Януковича, а позже - лидера 'Народной самообороны' Юрия Луценко. В программе визитов обоих политиков были встречи со львовской интеллигенцией, во время которых и Янукович, и Луценко пытались склонить на свою сторону львовскую элиту.

Интересно и то, что и на встрече с Януковичем, и на встрече с Луценко присутствовали разные люди. Списки приглашенных на две этих встречи очень разнились. Удивляться тут нечему.

Львовскую элиту можно поделить на две категории: старая интеллигенция и parvenu - выскочки, которые считают себя интеллигенцией, но не совсем понимают, что означает это понятие.

Старой интеллигенции во Львове осталось немного. Ее старательно уничтожали в 1939 году по наказу товарища Сталина, который тоже прекрасно понимал: элита - локомотив городского общества, который может утянуть ее в другую сторону от революционного паровоза, который полным ходом мчался к коммунизму.

Несмотря на расстрелы и эшелоны, которые вывозили соль львовской интеллигенции за Урал, процент культурных и просвещенных людей во львовском социо-культурном сплаве все равно оставался высоким. Значительно более высоким, чем на Восточной Украине, где зачистки начались сразу после окончания гражданской войны. Интеллигенция выжила, однако только та ее часть, которая вела не деятельный, а созерцательный образ жизни. Эти люди сохранили возможность мыслить, отказавшись от желания действовать.

Parvenu, или новейшая львовская элита, начала формироваться в 50-х годах прошлого столетия, хотя предпосылки для ее возникновения сложились значительно раньше. Австрийская элита освободила место в 1915 году, когда Львов заняли русские войска, польская выехала после Второй мировой войны. Свято место пусто не бывает. Город заселили жители расположенных неподалеку сел и семьи военных которые остались во Львове после 1944 года. Эти последние не отождествляют себя со Львовом и не пытаются стать элитой. Их Родина - Советский Союз. Они не могут воспринимать Львов, расположенный на окраине СССР, иначе, чем провинцию.

Основой новейшей элиты стали селяне, которые переехали в город. Какое-то время понадобилось им для того, чтобы освоиться с новым статусом. Городские 'конкистадоры' справились с этой задачей довольно скоро. Они активны, поскольку стараются донести до коренных львовян: 'Мы не хуже вас'.

Дети ассимилированных селян уже с полным правом считают себя частью городского общества. В отличие от старой интеллигенции, новоиспеченные львовяне - практики и, как правило, действуют по принципу: 'главное - ввязаться в драку, а там посмотрим'. К моменту распада Советского Союза они уже оттеснили старую интеллигенцию на задний план и отождествили себя с этим слоем населения. После получения независимости перед нью-интеллигенцией раскрылись новые возможности. Первые годы независимости - это время украинского НЭПа, когда появляется случай заработать или украсть большие деньги. Так возникла бизнес-элита. В действительности это не сливки общества, а пена, которая поднялась с его дна - те, кто пролез в элиту с черного хода. В них еще живо желание доказать свету, что они - не плебс и с простой деревенщиной коров не пасли. Но кому же это доказывать во Львове, где так называемая элита по большей части состоит из таких же parvenu? Ответ напрашивается сам собой - нужно ехать покорять другие города и, конечно же, столицу. Чудесной возможностью сделать это стала 'оранжевая революция'. Волна галичан влилась в киевские кабинеты, оседая на руководящих должностях, но, как и в природе, после прилива бывает отлив. Отставка оранжевого правительства повлекла за собой и вымывание из столицы львовской элиты. Дело не в борьбе Востока и Запада и не в неприязни жителей столицы к львовским засланцам. Дело в недостаточной компетентности и желании в один миг превратиться из жителя провинциального Львова в коренного киевлянина. Это желание - не что иное, как комплекс неполноценности, который обычно прикрывают комплексом Наполеона.

И вот, чтобы избавиться от этих комплексов и почувствовать себя настоящей элитой, одного поколения оказалось мало. Признать это тяжело, поэтому львовскому parvenu проще бить себя в грудь и заявлять на всю Украину: 'Это мы добились независимости Укарины, это мы свергли режим Кучмы, это мы: мы: мы:'. Жаль, что со стороны эти возгласы выглядят смешно и не благоприятствуют росту авторитета Галичины. Для того, чтобы претендовать на всеукраинский масштаб, нам еще нужно много чему научиться. И можно по-галицки, лютой ненавистью ненавидеть Ульянова-Ленина, а именно, его девиз: 'учиться, учиться и еще раз учиться' - это как раз то, к чему стоит прислушаться.

Расшатанное мифологическое древо ("Львiвська газета", Украина)

____________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - ollo_eva

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей