'Конечно, у нас должны появиться новые цели в Европе, - заявил Владимир Путин во время встречи с журналистами на прошлой неделе. - А какие это будут средства: . . . баллистические или крылатые ракеты, или это могут быть совершенно новые системы - . . . это уже дело техники'. Целью этой тирады несомненно был геополитический шантаж. Внешне, по крайней мере, это походило на предостережение Джорджу У. Бушу об ужасающих последствиях, которые ждут Вашингтон, если он будет настаивать на своем плане разместить элементы системы ПРО в Польше и Чешской Республике. Ботинком по столу, подобно Хрущеву, он не стучал, но никогда еще г-н Путин не был так близок к подобному 'дипломатическому стилю'.
Накануне саммита 'большой восьмерки' в Германии президент Буш парировал этот удар ответными упреками по поводу ситуации с правами человека. 'В России реформы, некогда обещавшие народовластие, пошли под откос, и это чревато весьма тревожными последствиями для развития демократии, - заметил он, выступая на конференции в Праге. - Если поддержка свободы во всем мире делает из меня диссидента, я буду с гордостью носить это звание'.
Эта фраза звучит как эхо гордого заявления Рональда Рейгана во времена 'косвенной войны' между сверхдержавами в Никарагуа: 'Я - тоже 'контрас''. Но вся эта громогласная риторика в духе 'холодной войны' обманчива. Ее переносят из прошлого в совершенно иную геополитическую обстановку, где на смену леденящей кровь реальности 'взаимно гарантированного уничтожения' и лобовой идеологической конфронтации пришли взлет национализма, глобальная исламистская угроза, беспрецедентная мобильность населения и проблема изменения климата.
Президент США явно не желает, чтобы эскалация напряженности перешла границы риторики: так, он демонстративно пригласил 'друга Владимира' на встречу семьи Бушей в Мэне в июле. Г-н Путин, в свою очередь, еще семь лет назад согласился сотрудничать в создании совместной системы ПРО, и отлично знает, что американские противоракетные технологии находятся в стадии разработки, а финансирование этого проекта Конгрессом отнюдь не гарантировано. Что же за игру ведет российский лидер?
Г-н Путин делает подобные заявления отчасти потому, что считает это своей обязанностью. Если он действительно не намерен вносить поправки в конституцию, после выборов в марте будущего года ему придется покинуть свой пост. Экономический рост в России несколько лет подряд держится на уровне 6,5%, а рейтинг поддержки президента составляет 70%. Россия владеет 16% общемировых запасов природного газа и пользуется плодами роста цен на энергоносители. Тем не менее, за экономическим процветанием и политической стабильностью кроются глубокое чувство неуверенности и вековечный российский страх оказаться во 'враждебном окружении'. Во внутренней политике г-н Путин без стеснения действует авторитарными методами: его слова 'я абсолютный и чистый демократ' (из той же беседы с журналистами) говорят о том, что в чувстве юмора, пусть и весьма своеобразном, ему по крайней мере не откажешь. Во внешней политике он оказывает давление на соседей России - Грузию, Украину и бывшие советские республики Центральной Азии, и потворствует националистическим настроениям в стране периодическими окриками в адрес Запада, если тот суется на российские 'задворки': именно этому мы и стали свидетелями на прошлой неделе. Прежде чем уйти с поста, он стремится задать России четкий путь развития под знаком псевдоимперской ксенофобской стратегии.
Однако г-н Путин ведет себя подобным образом еще и потому, что чувствует - это ему позволено. Он трезво оценивает ситуацию на Западе, и в открытую посмеивается над ним. Американский президент - не просто 'хромая утка': он хром на обе ноги. Тони Блэр доживает последние дни на посту премьера - он колесит по свету, пребывая в собственном, иллюзорном мире. Во Франции и Германии только что (или относительно недавно) произошла смена власти. Италия политически ослаблена. Так стоит ли удивляться, что накануне именно этого саммита г-н Путин решил сорвать аплодисменты галерки?
В 1962 г. Хрущев разглядел возможность добиться вывода американских ракет из Турции в обмен на эвакуацию советских ракет с Кубы. Г-н Путин дает понять, что не станет нацеливать свои ядерные силы на Европу, если Белый дом откажется от планов размещения на континенте объектов ПРО. Он изображает из себя вершителя судеб планеты. Но не стоит сравнивать сегодняшний день с временами Карибского кризиса, и слабость позиции Запада преувеличивать также не следует.
____________________________________
Путин-хулиган: ведет ли он Россию к фашизму? ("The Times", Великобритания)
Некомпетентный Буш, царь Путин, и главный вопрос ("Daily Mail", Великобритания)
Мы любим тебя, Путин, Великий и Ужасный ("The Sunday Times", Великобритания)