Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что изменилось?

Задача заключается в том, чтобы понять, в каком направлении самые влиятельные мировые руководители

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совместные заявления 'большой восьмерки' по-разному меняют мир. Но дело в том, что не всегда понятно, в какую сторону. Поскольку в этом году хозяйкой саммита выступала Германия, кажется вполне уместным привести слова ее самого известного философа. Карл Маркс, как мы все знаем, убеждал своих читателей не просто анализировать, но и действовать. А идея встреч G8 заключается в том, что они представляют собой не только говорильню, но и место, где стороны берут на себя обязательства.

Совместные заявления 'большой восьмерки' по-разному меняют мир. Но дело в том, что не всегда понятно, в какую сторону. Поскольку в этом году хозяйкой саммита выступала Германия, кажется вполне уместным привести слова ее самого известного философа. Карл Маркс, как мы все знаем, убеждал своих читателей не просто анализировать, но и действовать. А идея встреч G8 заключается в том, что они представляют собой не только говорильню, но и место, где стороны берут на себя обязательства. Теперь задача заключается в том, чтобы понять, в каком направлении самые влиятельные мировые руководители, совещающиеся за закрытыми дверями, поведут всех нас. Вчера многие убедились в том, что направление это неверное. Пока государственные деятели 'большой восьмерки' фотографировались на память, музыкант Боб Гелдоф (Bob Geldof) устроил собственное альтернативное представление. Выступая в своем духе, он назвал политиков 'занудами', а саммит 'фарсом'.

И это были самые безобидные характеристики. Старый рок-музыкант был, очевидно, не единственным, кто ощутил, что его предали. В обязательствах перед Африкой политики в Хайлигендамме кое-что изменили - они отступили от своих обещаний, данных всего два года назад в Глениглсе. Возьмите в качестве примера ВИЧ-инфекцию. Две трети всех инфицированных людей - африканцы. В 2005 году мировые лидеры пообещали обеспечить до конца десятилетия всеобщий доступ к лечению от данного заболевания. Вчера эта замечательная радикальная заявка была подтверждена. Но обещание было ловко размыто ссылкой на то, что количество больных СПИДом составляет 5 миллионов человек. Однако известно, что общее количество таких людей гораздо ближе к 10 миллионам. Откуда такое несоответствие? Это отнюдь не ошибка какого-то студента, торопливо пишущего курсовую за день до ее сдачи: каждое слово каждой строчки каждого коммюнике оттачивается и ставится на место легионами политиков и чиновников. Вероятнее то, что политики, осознав слишком щедрый характер своих обещаний 2005 года, теперь стараются увильнуть от их выполнения. Такое же отступление наблюдается на фронте расходов на развитие. Здесь тоже было подтверждено смелое обещание Глениглса - обеспечить к 2010 году дополнительно 50 миллиардов долларов на цели развития. Но и в этой области отмечены признаки того, что лидеры стараются извернуться таким образом, чтобы не выполнять взятые обязательства. До последнего дня казалось, что на этот раз обязательства будут забыты. В любом случае, те суммы, которые на сегодня выделили члены G8, очень далеки от запланированных.

Что касается торговли, здесь лидеры 'большой восьмерки' и не пытались менять мир. Выступая вчера перед прессой, Тони Блэр вначале даже забыл упомянуть торговлю. Когда на него насели журналисты, он просто ответил, что очередной раунд переговоров в Дохе 'висит на волоске', и что для достижения успеха крупным игрокам нужно всего лишь передать туда-сюда в качестве субсидий несколько миллиардов и изменить на несколько долей процента тарифы. Все это давно уже известно. Несмотря на то, что вскоре истекают полномочия президента Буша, который может ускорить заключение торговых соглашений, на этой неделе не отмечалось никаких признаков близкого прорыва в данном вопросе.

На саммите также не проявилось ожидавшейся холодности и сдержанности между Владимиром Путиным и его коллегами. Российский президент ловко поставил подножку Джорджу Бушу, предложив передать в распоряжение Вашингтона арендуемую Россией РЛС на севере Азербайджана и тем самым устранить необходимость развертывания такого же радара в Чехии. Это предложение ни к чему не приведет, однако теперь Москва перехватывает инициативу. Не было совпадения воли сторон и между Путиным и Блэром в вопросе выдачи подозреваемого в убийстве Андрея Лугового, чего требует Великобритания. Но встреча между ними все же состоялась, а в нынешней атмосфере напряженности это все-таки лучше, чем ничего.

В чем саммит в Хайлигендамме действительно добился сдвигов, так это в вопросе климатических изменений. Да, даже при поверхностном изучении этой проблемы оказывается, что в соглашении по изменениям климата больше дыр, чем на поле для гольфа. Но Соединенные Штаты Америки наконец-то просигналили о своей готовности работать в рамках ООН и рассмотреть вопрос о снижении выбросов. Если измерять прогресс на этом направлении мало знакомыми для Германиями мерами длины, то можно сказать, что успех измеряется дюймами, а не ярдами. Что касается охраны окружающей среды, а также помощи беднейшим странам, здесь всем нам придется добиваться того, чтобы лидеры 'восьмерки' выполняли взятые на себя обязательства - и не останавливались, а шли дальше.

___________________________________________________________

На саммите "большой восьмерки" дипломатические страсти то кипят, то остывают ("The Wall Street Journal", США)

Шаг назад ("The Financial Times", Великобритания)