В последнее время Россия все чаще фигурирует в заголовках новостей - как в связи с бурным экономическим ростом, так и в связи с неоднозначными политическими процессами. Что вы можете сказать о ситуации в этой стране? - Дэн Стейнбок (Dan Steinbock), Хельсинки, Финляндия
Чтобы понять, почему один предприниматель-миллиардер, с которым мы недавно познакомились в Москве, с гордостью заметил 'Сегодня в России возможно все', надо просто выйти на середину Красной площади и встать спиной к мавзолею Ленина. Там где некогда скрывался за углом хвост очереди за хлебом, сегодня красуется ряд роскошных магазинов.
Как же могут изменить страну 16 лет и гигантские запасы нефти! Стоит прогуляться сегодня по Москве с ее шикарными отелями и автосалонами Bentley и Lamborghini, и у вас тут же возникнет мысль: да, постперестроечная эпоха неуверенного 'блуждания впотьмах' явно позади, Россия вновь превращается в сверхдержаву.
Россияне, с их обостренным чувством национальной гордости, воспримут ваши радужные впечатления с восторгом. Реальность, однако, несколько отрезвляет. Вскоре после того предпринимателя с его смелыми заявлениями, мы беседовали с руководителем одной производственной компании, и он рассказал, что ему регулярно звонят государственные чиновники с просьбой 'устроить' на фирму 'менеджеров' - то есть невежд с хорошими связями. 'Конечно, мне это не нравится, но бороться с этим невозможно', - вздохнул он.
Вот что мы имеем в виду: Россия - страна-загадка. Несомненно, здесь открываются блестящие экономические перспективы; страна вновь уверенной походкой вышла на мировой рынок. Однако главная угроза этим перспективам исходит изнутри. И во что выльется это внутреннее противоречие, предсказать не может никто.
Одно, впрочем, сомнению не подлежит: Россию сегодня буквально распирает уверенность в себе. Возникает ощущение, будто ее народ принял коллективное решение сбросить рубище 'бывшей сверхдержавы', которое страна носила не снимая десять с лишним лет. Перемены видны везде - в том, с каким достоинством держатся гостиничные служащие, уличные торговцы, таксисты, на лицах молодых людей вокруг, щеголяющих в футболках с портретами Владимира Путина. Именно президент, чей рейтинг поддержки достигает 85%, стал символом нового националистического настроя России.
Несколько менеджеров из Северной и Восточной Европы, занимающихся бизнесом в России, говорили нам, что эта уверенность в себе уже начала перерастать в неприятное высокомерие. Вероятно, так и есть. Но мы видели и иные, позитивные проявления той же уверенности. В будущем году в Москве открывается новая бизнес-школа 'Сколково': ее главная задача - вдохновлять начинающих предпринимателей. Мы встречались с десятками крупных бизнесменов, у которых вера в будущее российской экономики вновь пробудила интерес к таким управленческим методам, как воспитание перспективных менеджеров, поощрение командного духа - даже забота о персонале! Кроме того, нынешнее богатство России привело к появлению ряда олигархов, которые играют роль 'ангелов-инвесторов' для начинающих. Так, выступая перед 250 предпринимателями, мы спросили, кто из присутствующих считает, что в стране существуют проблемы с венчурными инвестициями. Ни один человек в аудитории не поднял руки.
Но та же аудитория быстро объяснила нам главные трудности, с которыми сталкивается Россия. Так, один генеральный директор заметил, что частных предпринимателей в стране вряд ли наберется еще на пару таких же залов. Большинство бизнесменов старается устроиться в государственные нефтегазовые и иные добывающие компании, или на промышленные предприятия, дающие львиную долю ВВП - и их нетрудно понять с учетом высоких доходов и малых рисков. Да, Путин призывает к диверсификации экономики, но из-за высоких нефтяных доходов понимание актуальности этой задачи как-то теряется.
Впрочем, даже если бы российская экономика и была по-настоящему диверсифицирована, она все равно страдала бы от коррупции и апатичности рабочей силы. Коррупция в России, конечно, появилась не сегодня, но даже в условиях экономического бума изменений к лучшему в этой сфере не происходит. Что же касается рабочей силы, то эта проблема опять же унаследована от прошлого. В России еще не образовалась 'критическая масса' молодых людей, достаточно энергичных и амбициозных, чтобы воспользоваться открывающимися экономическими возможностями. Подытожить бесчисленное множество историй на эту тему, которые мы услышали, можно словами главы одной российской компании: 'У нас молодые люди покупают хорошую машину, и на этом успокаиваются. После этого их вполне устраивает перспектива проработать всю жизнь в госаппарате'.
Наконец, тревогу вызывают и политические события, а именно недавние репрессии Путина против инакомыслящих внутри страны и его жесткая критика в адрес государств, бросающих ему вызов, в том числе Британии, Эстонии, Германии, Польши и США. Для этого у него есть свои причины - которые он связывает с национальными интересами - но подобная тенденция усугубляет имидж России как страны, рискованной с точки зрения бизнеса. Возможно, иностранные нефтяные компании это и не отпугнет, но руководство любой фирмы, не относящейся к энергетическому сектору, дважды подумает, прежде чем вложить в России значительные капиталы.
А это возвращает нас к нашей загадке. Что в России возобладает - многообещающие возможности, или накопившиеся проблемы? Ответить на этот вопрос может лишь сама Россия, но результат, несомненно, ощутит на себе весь мир.