Иран еще долго не будет угрожать Европе, поэтому ставить ПРО у самых границ России нет никакой необходимости
Никакой угрозы со стороны Ирана в адрес Европы не существует - ни ракетной, ни ядерной. И возможность ее возникновения в течение ближайших десяти лет - нулевая. Такие процессы, как разработка ракет, разработка боеголовок, миниатюризация боеголовок и подгонка конкретной боеголовки под конкретную ракету, а затем испытания и промышленное производство - это огромные проблемы. Благодаря им угроза иранских ядерных ракет еще очень долго будет оставаться не более чем материалом для дешевых шпионских романов.
Это говорят всему миру и ЦРУ, и другие правительственные органы. Почему же их не слышит правительство Буша? О том, что такой угрозы нет, знает и президент Путин. Россия проиграла 'холодную войну', но сохранила целую армию ученых и инженеров, которые ему это наверняка рассказали.
Видя это, русские спросили себя, почему в таком случае вообще возникло предложение размещать системы противоракетной обороны в Польше и Чехии, какова их истинная цель? И решили, что эти системы предназначены для того, чтобы укрепить 'контроль' Америки над Восточной Европой и еще раз продемонстрировать силу.
Недавно Путин практически заявил об этом открытым текстом. Он заявил сразу на нескольких форумах, что, хотя Россия понимает, что она больше не сверхдержава, она не собирается низводить себя до уровня подчиненной страны, которая должна делать все, что диктует ей Вашингтон. Он говорил, что Россия согласна с первенством Америки в мире, но это первенство должно быть ограничено здравым смыслом и осторожностью. Он говорил, что нам, американцам, грозит опасность стать 'угрозой миру' - такой же, какой в свое время были лидеры его страны. Он неоднократно, указывая на внутреннюю американскую систему сдержек и противовесов, закрепленную в конституции, говорил, что подобная балансирующая сила должна быть и в мире. Он говорил, что Россия готова взять эту роль на себя.
Такие заявления необходимо принимать всерьез. Россия остается одной из самых мощных ядерных держав, и сегодня это еще и обладательница огромного количества нефтяных денег. Соответственно, ее способность нарушить покой всего мира не уменьшается, а, напротив, растет.
Польша и Чехия много лет были государствами-вассалами бывшего СССР. Сегодня они - члены НАТО, альянса, которые, как утверждают русские, грозил им в течение полувека. Путин был воспитан системой КГБ, главной целью которого была защита Советского Союза от этой самой НАТО. Так что же и он, и российский народ должны думать, когда на пороге их страны размещаются системы обороны от иранской ракетной угрозы, которой не существует?
Неделю назад Путин уже заявил, что создание противоракетной обороны, направленной, как он считает, против России, потребует от России как-то на это ответить, и она ответит, выбрав себе новые цели в Западной Европе. Гнев, которым вызвано это заявление - опасность для всего человечества (сколько там у России еще осталось боеголовок?).
Совершенно ясно, что Россия - и Путин как ее глава - видят, что США с ними просто не считаются. В столице Чехии Праге президент Буш назвал Путина просто 'Владимиром'. Вряд ли Путину понравится, что к нему обращаются по имени на пресс-конференции в стране, которая сейчас стала союзником Соединенных Штатов. Этого нельзя было допустить - у главы великой страны есть достоинство, и это достоинство нужно уважать.
В немецком Ростоке, где проводилась встреча 'большой восьмерки', Путин выступил с предложением разместить объект противоракетной обороны в Азербайджане и заявил, что Россия хотела бы, чтобы эта программа была 'прозрачной' для всего мира. При этих условиях, сказал он, Россия будет сотрудничать. Буш ответил, что это интересная мысль и что Америка ее тщательно рассмотрит.
Эти утверждения - свидетельство возрождения реального государственного мышления с обеих сторон. Мы должны помнить, что падение СССР отнюдь не стало 'концом истории'. Миру все еще угрожает и гораздо более мощное оружие, и гораздо более сильное самомнение, чем у исламских фанатиков. Ядерные державы должны относиться друг к другу с благоразумием и уважением, основанном как на личном интересе, так и на элементарной вежливости.
У США нет никаких оснований унижать ни тех, кто вчера был нашими врагами, ни тех, кто сегодня нам друзья. Мы должны быть более осторожны.
Патрик Ланг - бывший ответственный сотрудник военной разведки США.
_______________________________________
Так как же должен реагировать на это Запад? ("The Financial Times", Великобритания)
Недооценка России может затмить даже провал в Ираке ("The Guardian", Великобритания)