Велика ли цена обещаниям "Группы Восьми", если в нее не входят быстро развивающиеся страны - Китай и Бразилия?
Бедная, бедная Ангела Меркель. На прошлой неделе канцлер Германии как могла старалась устроить так, чтобы саммит 'большой восьмерки' понравился всем. Для обсуждения были выбраны самые что ни на есть достойные вопросы (нищета в Африке, изменение климата), и ей казалось, что самая большая сложность - это ставшая уже обыденностью толпа антиглобалистов. Здесь она поступила просто: выстроила вокруг места проведения конференции семимильный забор - видимо, помогло восточногерманское происхождение. Однако осталась еще одна проблема: один из гостей попытался испортить праздник и завел разговор на весьма неприятную ракетно-ядерную тему.
Если честно, лично я прекрасно понимаю президента Владимира Путина и понимаю, чем его не устраивает перспектива размещения американских систем противоракетной обороны в Польше и Чехии, к которым он и его друзья по КГБ привыкли относиться как к коммунистической собственности. В то, что эти системы не предназначены (хотя бы частично) для нейтрализации возможной ядерной угрозы со стороны России - единственной в мире ядерной сверхдержавы кроме США - поверить действительно трудно.
Путин - а может быть, даже и не он один - все еще верит в старую формулу времен 'холодной войны': эффективная система защиты от баллистических ракет опрокидывает ядерное равновесие, так как теоретически дает США возможность нанести по России ядерный удар, надеясь при этом, что массированного удара возмездия не последует.
За остроумное контрпредложение - разместить совместную российско-американскую станцию слежения в бывшей советской республике Азербайджане - Путину можно только поаплодировать. Если, как утверждает официальный Вашингтон, источником его беспокойства является Иран, а не Россия, то как теперь отказываться? Однако, Владимир, извини - но за такие разговоры в приличном обществе больше двойки не ставят.
Американский коллега Путина в этом отношении был его полной противоположностью - пять с двумя плюсами. Ведь еще незадолго до саммита бить всем честным собранием собирались именно президента Буша, а Техасский Хрыч, ко всеобщему изумлению, взял и подписал декларацию, по которой 'восьмерка' обязуется принять 'решительные и неотложные меры' по снижению количества выбросов парниковых газов. Он даже согласился с тем, что так и не подписанный им Киотский протокол должен быть заменен на новое международное соглашение задолго до 2012 года, когда истекает срок его действия. И еще он пообещал 'серьезно рассмотреть' показатель, за который ратует Европа -сокращение выбросов СО2 на 50 процентов к 2050 году.
Всем понятно, что Буш будет очень серьезно рассматривать эту цифру так и эдак секунд примерно десять, а потом просто выкинет ее из головы, потому что действие 'Киото-2' должно начаться в 2009 году, когда в Белом доме будет сидеть уже совершенно другой человек. И все же Меркель кое-чего добилась: саммит вполне мог закончиться склоками и взаимными обвинениями, но ей удалось наскрести достаточно материала, чтобы по его итогам слепить-таки нечто дипломатически-туманное.
Но вопрос, собственно, не в этом. Вопрос в том, сколько еще мы вообще должны терпеть эти смехотворные сборища? Ведь само понятие о "Группе Восьми" как о форуме 'наиболее промышленно развитых стран мира' быстро становится совершеннейшим анахронизмом.
В 1975 году, в самом избранном дипломатическом обществе мира были представлены всего семь стран: Великобритания, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония и Соединенные Штаты. Когда на эти семь стран приходилось около 62 процентов мирового производства, в этом, конечно, был смысл. Однако сегодня их доля составляет уже 57 процентов, и если прогноз экономиста банка Goldman Sachs Джима О'Нила (Jim O'Neill) и его коллег правилен, то в предстоящие десятилетия эта цифра существенно упадет: к 2025 году она будет составлять 37 процентов, а к 2050-му - тому самому, заметим, году, когда Меркель хочет увидеть снижение выбросов СО2 на 50 процентов - и того меньше, всего 21 процент.
Так как же назвать бывшую 'Великолепную семерку'? О'Нил предлагает либо 'Умирающей', либо 'Стареющей семеркой', и второе определение, пожалуй, будет даже точнее отражать демографические тенденции этих стран. Будущее, по его мнению, принадлежит группе стран БРИК - Бразилии, России, Индии и Китаю (или, если кому так больше нравится, группе 'больших, развивающихся, индустриальных и крутых'). Сегодня эти четыре страны выдают 10 процентов мирового производства, но уже к 2025 году их доля вырастет до 27 процентов, а к 2050-му может вообще увеличиться до 40 процентов, то есть в два раза больше, чем у 'Семерки'.
А если прибавить сюда и быстро растущие экономики второго эшелона, которые в отчете О'Нила предстают как Н-11 (наверное, потому что 'напирающие'), то сразу станет понятно, насколько быстро в мире меняется баланс экономических сил. К 2050 году БРИК и Н-11 вместе будут составлять добрую половину всей мировой экономики.
Ну, допустим, в 1998 году 'семерка' превратилась в 'восьмерку', пригласив к себе одного из БРИКов. Но дальше начинается полный абсурд: к Бразилии, Индии и Китаю отношение до сих пор такое, что лучше всего его описывает старое немецкое слово 'salonsunfähig' - то есть 'те, кого не приглашают в великосветские салоны'. На прошлой неделе их вместе с ЮАР и Мексикой 'пригласили поучаствовать' - иначе говоря, весь саммит продержали в приемной.
'Пригласили поучаствовать', говорите? Скорее уж, 'усадили посочувствовать'. Какие, интересно, серьезные решения можно принять по таким вопросам, как изменение климата - или тем более помощь Африке, - если за столом переговоров нет китайцев? То же самое, кстати, относится и к скандалу из-за противоракетной обороны. По данным Центра по контролю над вооружениями и распространением ядерных технологий (Center for Arms Control and Non-Proliferation), за последние три года военные расходы Китая выросли практически вдвое - с 62,5 миллиарда долларов в 2004 году до 122 миллиардов в 2006-м. Конечно, Китаю еще далеко до Соединенных Штатов с их 522 миллиардами только за этот финансовый год, но нельзя забывать, что все больше и больше своих ресурсов Америка тратит на войну в Ираке.
В конце концов может получиться так, что когда лидеры 'Стареющей семерки' наконец додумаются пригласить в "Группу Одиннадцати" Китай и двух остальных БРИКов, на эту тусовку будет уже незачем ездить. Ибо уровень нынешних 'семерочных' встреч уже сегодня падает так быстро, что скоро называть его 'высшим' можно будет разве что относительно плинтуса.
__________________________
Российский джокер ("Le Temps", Швейцария)
Почему Запад не должен больше потакать Путину ("The Independent", Великобритания)