Бросив практически прямой вызов евроатлантической безопасности, с каким не выступала ни одна страна после окончания 'холодной войны', президент Владимир Путин пригрозил нацелить ядерное оружие на европейские столицы и наложить вето на резолюцию ООН по статусу Косово, ставшую кульминацией 15-летних усилий мирового сообщества по созданию прочной основы для мира на Балканах. Россия также пригрозила выйти из договоров по ограничению ядерных и обычных вооружений и вооруженных сил в Европе. Москва отказывается выдать российского агента, обвиняемого британским судом в убийстве в Лондоне политического оппонента Кремля.
За последние четыре года при таинственных обстоятельствах были убиты многие независимые российские журналисты, включая известного репортера Анну Политковскую. Государству в настоящее время принадлежат почти все средства массовой информации в России. Душится политическое инакомыслие. Под руководством государства осуществляется крупнейший с 30-х годов захват частной собственности и иностранных инвестиций. Российские власти обвиняются в ведении кибернетической войны против Эстонии и в использовании энергоресурсов в качестве оружия против менее сильных соседей. Путин призывает к новому международному порядку, в котором была бы усилена роль подобных России, Китаю и Ирану авторитарных государств, причем сделано это было бы в ущерб западным демократиям.
Недавно Путин подвел итог таким сомнительным достижениям, назвав себя величайшим в мире демократом после Махатмы Ганди. Сочетающийся в нем цинизм и наполеоновское самообольщение представляют собой опасный вызов евроатлантическому сообществу. В Москве у власти находится глубоко авторитарный режим, в котором доминируют разведслужбы, враждебно настроенные по отношению к западным либеральным ценностям и купающиеся в деньгах, получаемых от продажи нефти и газа. Такое положение вещей требует нового подхода Запада к реваншистской России. Основываться он должен на нашей общей силе либеральной демократии. Совершенно очевидно, что Запад обязан сотрудничать с Москвой там, где это возможно. Однако слишком многие считают, что мы можем налаживать сотрудничество, не обращая внимания на характер российского режима и его действия против собственных граждан. Невозможно отделить характер российской внешней политики от нападок на фундаментальные свободы внутри России, потому что источник у них один и тот же.
Угрозы Путина нацелить ядерные боеголовки на европейские населенные пункты говорят о поразительном пренебрежении к безопасности человека, что характерно для отношения российского государства к собственному народу. Благодаря вмешательству Москвы в украинскую политику и финансированию сепаратистов в Грузии и Молдавии происходит подрыв государств, свободно избранных своими гражданами.
Влияние российских служб безопасности у себя в стране как в зеркале отражается и во внешней политике России. Американские и британские власти подтверждают, что количество российских разведчиков в их столицах достигло уровня времен 'холодной войны'. Противодействие России международным усилиям по разрешению иранского ядерного кризиса и по прекращению геноцида в Дарфуре придает смелости и дерзости самовластным лидерам в Тегеране и Хартуме, которые своими поступками не уступают беззаконному поведению России дома и за рубежом.
Чтобы ответить на вызов российского реваншизма, либеральные державы мира могли бы сформировать Лигу демократий, чтобы в ее рамках решать проблемы Ирана или Дарфура, поскольку в нынешних условиях угрозы применения вето мешают эффективным действиям по защите общих либеральных ценностей. Западные лидеры могли бы также договориться о возврате к истокам 'большой восьмерки', когда она была клубом ведущих рыночных демократий, к которым не относится Россия.
Вместо того, чтобы терпеть российский ядерный шантаж или кибератаки, западные страны могли бы ясно заявить о прочной солидарности стран НАТО и о том, что двери этого альянса открыты для всех демократий, приверженных делу защиты свобод - несмотря на резкое осуждение со стороны России.
Европа и США могли бы также согласиться на смелое предложение канцлера Германии Ангелы Меркель о создании трансатлантического рынка с приглашением в него России, когда та будет отвечать всем требованиям норм права и экономических свобод. Европейский Союз мог бы разработать общую энергетическую политику регулирования нефтегазового импорта из России, обеспечив тем самым энергобезопасность для зависящих от такого импорта экономик. Все мы должны активизировать наши программы по поддержке основных свобод и норм права в России вместо того, чтобы сокращать эти программы, как предлагается в США. Мы должны расширять наши программы стипендий для иностранных студентов и планы обменов в целях укрепления связей с новым поколением российских лидеров.
В своем знаменитом эссе Джордж Кеннан (George Kennan) в 1947 году писал, что поведение России на мировой арене стало продуктом российской политической системы, однако твердый ответ Запада на советскую агрессивность со временем приведет к смягчению породившего такую агрессивность режима.
Сегодня Россия не тот враг, каким она была тогда, отчасти благодаря своему решению покончить с 'холодной войной' и примириться с Западом. Сейчас все говорит о том, что она идет своим путем. Твердый и единый ответ великих мировых демократий на агрессивное поведение России за рубежом мог бы смягчить действующие в политической системе Москвы воинственные элементы. Это осветило бы российским лидерам путь к демократическому сотрудничеству, способному открыть новую главу в российской истории вместо того, чтобы заново открывать старую.
Джон Маккейн - сенатор от штата Аризона, возможный кандидат от республиканцев на пост президента США в ходе выборов 2008 года.
___________________________________________________________
Збигнев Бжезинский: Новой 'холодной войны' можно избежать ("Time", США)
Когда же наконец Буш начнет давать отпор России? ("The International Herald Tribune", США)