Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Противоракетный гамбит Путина

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пожалуй, неплохо, когда тебя поддерживает 80-85 процентов избирателей. Пожалуй, перспектива нежеланной маломасштабной 'холодной войны' прочищает разум. И, пожалуй, он довольно практичен, сколько бы ни морщился Запад, глядя на стиль его правления

Пожалуй, неплохо, когда тебя поддерживает 80-85 процентов избирателей. Пожалуй, перспектива нежеланной маломасштабной 'холодной войны' прочищает разум. И, пожалуй, он довольно практичен, сколько бы ни морщился Запад, глядя на стиль его правления.

Но, какой бы ни была причина, президент России Владимир Путин предложил, по словам президента Буша, 'интересную' сделку, призванную не допустить ухудшения отношений Москвы с ее западными соседями из-за планов создания в Европе системы ПРО. План Буша по размещению радара слежения за баллистическими ракетами в Чехии и 10 ракет-перехватчиков в Польше для защиты от очень теоретической угрозы со стороны Ирана или Северной Кореи явно вывел Кремль из себя. На саммите 'большой восьмерки', состоявшемся на прошлой неделе в Германии, после того, как Вашингтон и Москва обменялись риторическими залпами, Путин предложил осуществить давно обсуждаемую идею совместного российско-американского подхода к противоракетной обороне (о чем в свое время писалось в этой колонке), используя существующий советский радар в азербайджанской Габале вместо строительства радара в Чехии.

Два лидера договорились внимательно изучить этот вопрос. Критики уже отметили, что Габалинская РЛС имеет, в силу своего расположения, в лучшем случае ограниченные возможности слежения за соседним Ираном, а расстояние до ракет-перехватчиков в Польше, вероятно, слишком велико для того, чтобы эта система была работоспособной. Однако справедливо и то, что пройдет еще немало лет, прежде, чем Иран сумеет развернуть боеспособные ядерные ракеты, если это вообще произойдет, а, если бы реальный ядерный арсенал получила Северная Корея, что не более вероятно, то, по всей видимости, приоритетной целью стала бы Европа.

Еще неясно, чем был гамбит Путина: хитроумным маневром или потенциальным стратегическим и политическим прорывом, который может принести выгоду России, Америке и Европе. Однако при том, что у администрации Буша полно проблем - от Ирака до иммиграции - со стороны Белого дома было бы разумно не позволить оппонентам-экстремистам как справа, так и слева задушить эту возможность в зародыше. Несмотря на огромный дисбаланс между экономической и военной силой Америки и России, а также относительную изоляцию Москвы в Европе, Буш, вероятно, нуждается в этой инициативе больше, чем Путин.

Прежде, чем размышлять о том, как две стороны могли бы приступить к реализации этих идей, важно вспомнить прежние препятствия в отношениях между США и СССР/Россией. Самым значительным из них было взаимное непонимание. От Франклина Рузвельта до Буша президенты чаще всего закономерно рассматривали Россию в американских категориях, веря в то, что 'дружба' может оказаться сильнее политических разногласий и преодолеть конфликт национальных интересов.

Кому-то достаточно взглянуть Путину в глаза и увидеть его душу. Но действия значат больше. Между тем, и России не принесло пользы подобное неверное восприятие Америки.

Первым шагом должны стать решительные усилия по включению американо-российского подхода к противоракетной обороне в контекст НАТО/Европы и вовлечение в этот процесс Совета Россия-НАТО. Сработает габалинский план или нет - вопрос второстепенный. Возможно, появятся лучшие варианты. И каждый из них должен предусматривать совместную работу российских и американских/натовских военных на будущих объектах ПРО, независимо от того, где они будут размещены.

Во-вторых, Азербайджан создает геостратегические возможности, касающиеся не только противоракетной обороны. В последние несколько лет Европейское командование США, размещенное в Штутгарте и отвечающее за значительную часть евразийского региона (и Африку) выступает с инициативой 'каспийской гвардии', одной из задач которой должна стать защита нефтегазовых объектов в регионе Каспийского моря. Совместная противоракетная оборона могла бы способствовать налаживанию диалога с Ираном, в том числе, посредством добрых услуг Москвы.

В-третьих, поскольку НАТО продвинулась на восток (а новыми членами могут стать Грузия и даже Украина), можно вернуться к давно откладываемому вопросу об участии России в НАТО, расширив диалог по ПРО. Моделью могут послужить переговоры о стратегических вооружениях - ОСВ и СНВ - которые, по сути, стали средством улучшения американо-советских отношений и снижения вероятности конфликта в годы 'холодной войны'. Нет причин полагать, что переговоры о ПРО в Европе не могут вновь привести к более широким инициативам, если мы позволим себе думать смело.

Кое-кто в администрации Буша и другие сторонники жесткой линии в отношении России выступят против таких шагов. Перед Белым домом стоит интеллектуальный и психологический вызов: понять, что во многих отношениях Соединенным Штатам партнеры нужны больше, чем России. В условиях предельного напряжения сил Америки в Ираке и Афганистане и дебатов о том, может ли Буш до ухода со своего поста ударить по ядерным объектам Ирана с целью снижения потенциальной угрозы, инновационные инициативы США нужны как никогда.

Как бы соблазнительно ни было видеть в гамбите Путина больше, чем может в нем быть, внешняя и оборонная политика США в кризисе. При том, что позиция, влияние и авторитет США в мире находятся на крайне низком уровне, этот шаг навстречу может стать чем-то большим, чем хитрая уловка. Стоит последовать совету Рональда Рейгана: 'доверяй, но проверяй'.

_____________________________

Путин и Блэр: вдвоем в гостях у ядерной сказки ("The Times", Великобритания)

Вести разговоры о новой 'холодной войне' абсурдно ("The Financial Times", Великобритания)