В последнее десятилетие российские нефтяные и газовые компании оказались чрезвычайно привлекательными для инвесторов по двум причинам. Первая заключалась в их привилегированном положении в стране, изобилующей нефтью и газом. Вторая состояла в тех надеждах, которые давали десятилетия советской бесхозяйственности. Применяя западную технику и технологии на существующих и плохо разведанных месторождениях, крупные российские компании могли выкачивать из них нефтедоллары, не вкладывая больших средств в изыскательские работы.
Недавняя 'реорганизация' энергетического сектора, проведенная Москвой, ликвидировала оба эти преимущества для независимых внутренних инвесторов. Будучи фаворитами государства, 'Роснефть' и 'Газпром' первыми получают самые лакомые куски на самых перспективных месторождениях страны. Проблема усугубляется огромными налоговыми ставками, по которым налоги начинают взиматься с самого первого дня добычи на новых месторождениях, вместо предоставления инвесторам льготного периода для возврата вложенных капиталов. Компания Citigroup предлагает мрачные расчеты: по ее данным, внутренний коэффициент окупаемости капиталовложений на типичных новых российских проектах составляет менее 10 процентов. Это меньше, чем минимальная приемлемая ставка доходности для большинства крупных компаний. Поскольку на наиболее 'легких' месторождениях советской эпохи запасы уже в основном истощились, для обеспечения развития необходимы совершенно новые проекты, осуществляемые 'с нуля'.
Жесткая хватка государства, основательно взявшегося за энергетику, уже пагубно сказывается на инвестициях. Свидетельством тому является безграничный аппетит 'Газпрома' к приобретениям - от иностранных трубопроводов до местных газет, хотя рост добычи газа замедляется. Тем временем, зарубежные инвесторы вместо приобретения акций наиболее эффективно действующих независимых компаний, таких как 'Лукойл', в попытке получить доступ к российским энергоресурсам могут посчитать, что безопаснее иметь дело с фирмами, пользующимися поддержкой Кремля, а также заниматься переработкой и транспортировкой энергоресурсов в России или в соседних с ней странах.
Решение заключается в диверсификации за пределами России, чем и занимается сегодня 'Лукойл'. Однако, оказавшись за пределами родного игрового поля, независимые нефтяные и газовые компании России вынуждены как все бороться за получение ограниченных и очень дорогих ресурсов. Если добавить к этому растущие капитальные затраты и увеличение производственных расходов, то их привлекательность тускнеет, и они ничем не выделяются на фоне крупных компаний Запада.
___________________________________________________________
Британские инвесторы говорят, что заявления Блэра Путину вредны для бизнеса ("The Financial Times", Великобритания)
Россия и конфискация ("The Financial Times", Великобритания)