Захочет ли Владимир Путин пойти на третий президентский срок? Политические круги в Москве гудят, делая предположения о том, что такое возможно - но не сразу.
Теоретически Путин не должен снова выдвигать свою кандидатуру, когда в марте следующего года истечет второй четырехлетний срок его президентских полномочий. Чтобы сделать это, понадобится внести изменения в конституцию страны, по которой президент может находиться на посту не более двух сроков подряд. А это будет выглядеть недемократично.
Как говорят аналитики, бизнесмены и журналисты, вместо этого Путин может вернуться в 2012 году, поскольку конституция это допускает. Либо следующий президент может уйти в отставку досрочно 'по болезни'. Есть и другой сценарий, в соответствии с которым в самом начале работы преемника Путина в конституцию будут внесены изменения в сторону увеличения президентского срока (а эта мысль уже обсуждается). В связи с внесенными изменениями будут проведены выборы, в результате которых Путин вернется.
Главный вопрос в продолжающихся политических дебатах такой: кто же станет следующим президентом России?
Кремль и сам Путин неоднократно заявляли, что он не останется на третий срок, и в это верит большинство россиян. Однако то же самое большинство и, очевидно, мощная кремлевская фракция, очень хотели бы, чтобы Путин остался.
Президент сказал лишь, что он намерен сохранить какое-то неопределенное 'влияние'. При этом существует масса вариантов его последующих действий. Говорят о том, что он может стать премьер-министром, главой 'Газпрома' или руководителем прокремлевской партии 'Единая Россия'.
Один состоятельный российский бизнесмен заявляет, что Путин не хочет попасть в одну когорту с белорусским президентом Александром Лукашенко и с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Оба изменили конституции своих стран: первый - чтобы увеличить количество разрешенных президенту сроков, а второй, чтобы стать пожизненным президентом.
'Путину нравится быть в одной компании с Бушем, Шредером и Шираком, - говорит этот бизнесмен, - он не хочет находиться в компании Лукашенко, Чавеса [Венесуэла] и Ахмадинежада [Иран]'.
С ним согласен один западный банкир, имеющий хорошие связи в Москве.
'Путину нравится присутствовать на саммитах 'большой восьмерки', - заявляет он, - но он никак не сможет принять участие во встрече G8, если изменит конституцию'. Бизнесмен добавляет, что Путин останется у власти 'только в случае кризиса'.
Александр Рар (Alexander Rahr) из Германского совета по внешней политике, обедавший с президентом в 2000 году после публикации биографии Путина, говорит о том, что президент дал обещание.
'Он сказал: 'Я уйду. Может быть, меня выберут во второй раз, но я уйду. Потому что я хочу, чтобы положение президента отличалось от положения царя ... Я не могу нарушать закон, потому что в этом случае и остальные люди после меня будут это делать'', - говорит Рар.
Тем не менее, многие полагают, что внутри кремлевских стен разгорается конфликт между 'конституционной партией' (так ее назвал редактор радиостанции 'Эхо Москвы' Алексей Венедиктов) и 'партией третьего срока'. Последняя, а ее возглавляет Игорь Сечин - таинственная кремлевская фигура на посту заместителя главы администрации, очень хочет, чтобы Путин остался и тем самым сохранил единство в рядах российской элиты. А его нынешнее окружение сохранило бы свою власть.
Некоторые аналитики делают предположение о том, что партия третьего срока может пойти на провоцирование кризиса, чтобы убедить Путина остаться на своем посту.
Тем не менее, возможен и компромиссный вариант, в соответствии с которым к власти должен прийти 'промежуточный' президент, которого по прошествии определенного срока сменит Путин. Интересно то, что спикер верхней палаты российского парламента и союзник Путина Сергей Миронов, который в марте публично призывал оставить Путина на третий срок, в прошлом месяце внезапно заявил, что вопрос о третьем сроке 'закрыт'.
Однако Миронов выступает за продление президентского срока с четырех до семи лет, а для этого потребуется внести поправки в конституцию. Когда на прошлой неделе Путин отвечал на вопросы иностранных журналистов, он поддержал предложение Миронова о продлении президентского срока, чем вызвал гул одобрения парламентариев.
Специалисты по конституционному праву говорят, что времени для внесения поправок в конституцию о продлении президентского срока остается совсем мало. Однако начать работу над этими поправками может следующий президент, и это создаст повод для проведения новых выборов, скажем, в 2010 году.
'Сегодня наиболее вероятным кажется то, что после короткого промежутка времени пройдут новые выборы, и [Путин] начнет свой третий срок - либо через четыре года, либо через два', - говорит Венедиктов.
С ним недавно согласилась 'Независимая газета'. В одной из ее статей было написано следующее: 'Вариант с 'техническим президентом', который в 2008 году примет весь огонь на себя ... становится все более и более реальным. Позже он тихо отойдет в сторону, подготовив триумфальное возвращение Владимира Путина'.
Но найти 'технического президента' может оказаться непростым делом. Два первых заместителя премьер-министра - Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, которых чаще других прочат в президенты, вряд ли захотят совершать политическое харакири.
И здесь на сцене может появиться губернатор Санкт-Петербурга и сподвижница Путина Валентина Матвиенко. Ее называют 'темной лошадкой', а в прошлом году ходили слухи о том, что она предложила пробыть один срок на посту президента, а затем уступить место Путину. В прошлом месяце прозвучали сообщения о таинственном 'покушении на убийство' Матвиенко (непонятно, зачем кому-то ее убивать). Некоторые аналитики расценили это как попытку кремлевских политтехнологов создать вокруг нее некую президентскую ауру.
Но все это может также оказаться просто дымовой завесой. Вышеупомянутый российский бизнесмен говорит, что Путин никому не дает возможности предугадать свои действия.
'Когда ему надо назначить кого-то на должность, он вызывает всех и просит их дать свои рекомендации. А затем назначает кого-то совершенно другого'.
___________________________________________________________
Мы любим тебя, Путин, Великий и Ужасный ("The Sunday Times", Великобритания)
Авторитарен и очень популярен ("The Financial Times", Великобритания)