Польское мясо стало в России любимой темой салонных анекдотов. В газетах полно карикатур. Вот, например, герой 1613 года Иван Сусанин ведет стадо польских коров на гиблые костромские болота. Или вот корова, свинья и курица гонятся за медведем и кричат по-польски: 'Съешь меня!'. А он убегает от них, держа в лапах плакат 'Пощусь!' (вариант: 'Вегетарианец'). Или Меркель предлагает Путину 'попробовать польского мясца'. 'Только после фрау', - отвечает Путин.
Мясной конфликт стал поводом напомнить о разных исторических событиях. Одна из газет вспомнила 1981 год, когда Войцех Ярузельский попросил Москву о помощи. В частности, он попросил 30 тысяч тонн мяса. Леонид Брежнев с Михаилом Сусловым это мясо ему пообещали.
Через месяц было заседание политбюро. С докладом выступал секретарь, ответственный за сельское хозяйство, - Михаил Горбачев. - Что там с мясом для Польши? - спрашивают его. - Товарищи, советские трудящиеся с энтузиазмом ответили на просьбу братского польского народа! - ответил Горбачев. Брежнев уже тогда терял связь с реальностью, но заболтать себя не дал. - Энтузиазм энтузиазмом, а что с мясом? - нажимал он. - А мяса нет. Нам самим не хватает, - был ответ.
Порой тема польского мяса приобретает гротескный характер. В Самаре, где недавно состоялся саммит Россия-ЕС, произошел скандал местного значения. Мэр, выступая по телевидению, обвинил местный мясокомбинат в том, что он производит колбасы из очень старых армейских запасов. - Вы едите колбасы и сосиски из польских свиней, убитых еще в 1940 г.! - предостерег он своих избирателей.
Шокированное руководство комбината вызвало всевозможные комиссии и инспекции, но клиенты не верят официальным заявлениям о том, что мясо не такое старое и не из Польши. А ведь предприятие недавно взяло кредит на развитие, и теперь у него серьезные проблемы.
Именно это последнее обстоятельство является ключом к событиям, происходящим в последние годы между политикой и рынком. В последнее время мясная промышленность быстро развивается и уже начинает испытывать трудности на собственном рынке, занятом иностранцами - разумеется, не только и не прежде всего поляками. Но поляки - отличная цель, благодаря историческим стереотипам и фобиям.
Вообще, каждая торговая война приносит выгоду тому, кто, возможно, никогда не выходит на первый план. Например, во время конфликта России с Грузией был введен запрет на импорт грузинских вин. А полки наших магазинов моментально заполнили разнообразные токаи, которым именно тогда - ну что за совпадение! - было трудно пробиться на западные рынки. Вероятно, это не просто стечение обстоятельств.
Общественное мнение с его фобиями - удобный предмет для манипуляций. Особенно для циников, которым неважно, кого гнобить - лишь бы это приносило деньги.
Это урок для всех нас. Из этого не следует, что нам нужно избавиться от фобий - жить без них нельзя. Просто нужно помнить, что всегда найдется кто-то, кто сумеет на наших фобиях заработать.
Алексей Чадаев - российский политолог. Сотрудник кремлевского Фонда эффективной политики. Издал книгу 'Путин - его идеология', считающуюся лучшим описанием мировоззрения людей, правящих сегодня Россией.
_______________________________________
IV раздел Польши ("Wprost", Польша)
Дупломатия четвертой Речи Посполитой ("Przeglad", Польша)
О Польше в России забывают ("Przeglad", Польша)