Бесстрашные противники Путина считают, что в 2008 г. возможны реальные изменения
Москва - Это странное трио: шахматный гроссмейстер, колоритный и противоречивый радикал и учтивый бывший инсайдер. Они вознамерились совершить то, что кажется не простым, а совершенно безнадежным донкихотством - сменить режим в России.
Коалиция Гарри Каспарова (44), бывшего чемпиона мира по шахматам, Эдуарда Лимонова (64), лидера запрещенной национал-большевистской партии, и Михаила Касьянова (49), бывшего премьер-министра, с конца прошлого года провела ряд акций протеста с требованием свободных и честных выборов в России. В субботу более 2000 человек приняло участие в акции протеста в Санкт-Петербурге, приуроченной к посланию президента России Владимира Путина экономическому форуму, проходившему в этом городе. Это мероприятие, как и митинг, состоявшийся в понедельник в Москве, было мирным.
Жесткая реакция российских властей, которые уже не раз бросали тысячи омоновцев на разгон несанкционированных маршей, организованных этой группой, наталкивает на мысли о том, что Кремль не потерпит оппозиции накануне парламентских выборов в декабре и президентских в марте.
Интенсивность официальной реакции, вероятно, раздула значение коалиции, называемой 'Другая Россия'. Ее возможное влияние на исход выборов, как показывают данные опросов и подчеркивает сам Путин, гораздо меньше.
Три политика, у каждого из которых было взято интервью, считают, что Россия переживает переломный момент, что грядущий уход Путина приведет к такой яростной подковерной борьбе между кремлевскими фракциями, что государство ослабит свою хватку, которой оно держит политическую конкуренцию в стране. После этого состоятся открытые президентские выборы.
Они предрекают победу кандидату оппозиции, хотя еще не договорились о том, кто им станет. Лимонов поддерживает Касьянова. Каспаров предпочитает 69-летнего Виктора Геращенко, бывшего председателя совета директоров разгромленной компании 'ЮКОС'.
'Мы признаем, что у нас недостаточно сил, но, если наше движение доживет до середины осени, то мы будем представлять центр консолидации во время дезинтеграции в Кремле, и это создаст новые возможности, - заявил Каспаров. - Мы думаем, что к концу года или к концу осени режим начнет разрушаться от давления изнутри. По моим оценкам, они боятся. . . успеха одного из своих коллег больше успеха демократии'.
Совершенно фантастический сценарий, - говорят аналитики, указывая на то, что междоусобная борьба всегда была характерна для российской оппозиции, а не для Кремля. Кроме того, 'Другая Россия' не смогла вдохновить рядовых россиян. 'Не думаю, что они получили значительную реакцию со стороны общественности, - говорит политический комментатор Георгий Бовт. - Они держатся на поверхности, но у них нет конкретной стратегии. Не думаю, что они представляют собой настоящую оппозицию'.
По данным опроса, проведенного Центром Левады в мае, только 5 процентов респондентов проголосовало бы на президентских выборах за Касьянова. Для сравнения - Сергею Иванову свои голоса отдал бы 31 процент респондентов, а Дмитрию Медведеву - 29 процентов. Оба они первые вице-премьеры. Опрос был проведен до того, как бывший председатель совета директоров 'ЮКОС' Геращенко заявил о том, что он выставит свою кандидатуру.
'Другая Россия' была образована год назад рядом мелких партий и правозащитников, не имеющих единой идеологической платформы, если не считать выраженной в декларации коалиции убежденности в том, что Кремль стремится 'разрушить гражданские свободы и расчистить политическое поле'.
Благодаря звездной силе Каспарова и воинственности Лимонова и его сторонников, коалиция возвышается над другими оппонентами Путина.
В 1985 г. Каспаров стал самым молодым официальным чемпионом мира по шахматам. Его никогда не жаловал советский истеблишмент, но его атакующий стиль, который он перенес в политику, взбудоражил шахматный мир. Из шахмат он ушел в 2005 г.
Лимонов сменил несколько амплуа с тех пор, как в 1974 г. он поэтом-диссидентом покинул Советский Союз и оказался в Нью-Йорке, травматический опыт проживания в котором отображен в его романе 'Это я, Эдичка'.
После распада Советского Союза он вернулся в Россию и создал себе репутацию жесткого националиста, совершающего порой зловещие, а порой - театральные поступки. Во время боснийской войны, находясь на территории, контролируемой сербами, он стрелял из пулемета по осажденному Сараево, и это было заснято на пленку. В последние месяцы его молодые сторонники развешивали плакаты с надписью 'Путин, уйди сам' на зданиях общественных учреждений, которые они захватывали на короткое время.
'Кремль считает его настоящим нацистом', - говорит Вячеслав Никонов, президент фонда 'Политика', тесно связанного с администрацией президента.
По словам Каспарова и Касьянова, Лимонов посвятил себя демократической политике. 'Он борец, и сегодня он выступает за демократическую Россию, - заявил Касьянов. - Как только мы создадим среду для политической конкуренции, мы, несомненно, начнем бороться. Коалиция имеет временный характер'.
Активисты 'Другой России' считают, что в российском обществе имеется глубокая, но пассивная неудовлетворенность - среди малоимущих, которым ничего не дал продолжающийся экономический бум, и тех предпринимателей и интеллектуалов, которые страдают от авторитарного курса страны.
В Кремле 'опасаются, что к концу этого года или началу следующего протесы превратятся в цунами, - говорит Лимонов. - Они не понимают недовольства россиян. Ненависть населения скрыта под слоями большой лжи'.
Однако при Путине уровень бедности сократился вдвое, зарождается средний класс, а страна, в которую хлынул денежный поток от продажи нефти и других природных ресурсов, восстанавливает свою позицию на мировой арене к явному удовольствию населения.
'Нам нечего бояться маргинальных групп, - заявил в мае Путин на пресс-конференции с лидерами ЕС, отвечая на вопрос о Каспарове. - Тем более столь малочисленных, о которых мы знаем'.
Рейтинг популярности Путина превышает 70 процентов. Но в последних опросах содержатся и тревожные для Кремля данные. Так, в ходе опроса, проведенного в марте Центром Левады, 73 процента респондентов заявили, что за последний год их жизнь не улучшилась или ухудшилась. Лишь 18 процентов считают, что их жизнь улучшится в ближайший год.
'Люди не верят пропаганде, - говорит Касьянов. - Возьмите такую простую вещь, как инфляция. Людям говорят, что она составляет 8 процентов. Но, на самом деле, для половина населения это 25 процентов, потому что на основные статьи расходов - еду и транспорт - им приходится тратить все больше'.
'Да, есть недовольство, но со стороны коммунистов и националистов, а они никогда не будут голосовать за Касьянова, - говорит Никонов, глава фонда, связанного с Кремлем. - Он символ капиталистической коррумпированной олигархии'.
__________________________
Враг России - внутри страны ("Christian Science Monitor", США)
Гарри Каспаров: Критики Путина и 'всемирная паутина' ("Business Week", США)
Запад в образе врага ("Focus", Германия)