Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, президент Украины Виктор Ющенко очнулся от летаргии, в которую он почти впал после триумфа 'оранжевой революции'. Возможно, он справился с последствиями отравления 2004 года. Возможно, он обрел второе дыхание. Возможно, сил ему придала напряженная ситуация в стране. Как бы то ни было, Ющенко вновь начал действовать

Похоже, президент Украины Виктор Ющенко очнулся от летаргии, в которую он почти впал после триумфа 'оранжевой революции'. Возможно, он справился с последствиями отравления 2004 года. Возможно, он обрел второе дыхание. Возможно, сил ему придала напряженная ситуация в стране.

Как бы то ни было, Ющенко вновь начал действовать.

Непосредственным результатом этого было обострение его конфликта с премьер-министром Виктором Януковичем, соперником Ющенко в дни 'оранжевой революции'. В мае на Украине произошел самый серьезный политический инцидент после восстания 2004 г.: сторонники Януковича при поддержке ОМОНа штурмом взяли правительственное здание, занятое чиновниками, поддерживающими Ющенко.

Обе стороны отошли от опасной грани и предварительно договорились провести в сентябре досрочные парламентские выборы, которые, как надеется президент, оздоровят политическую ситуацию. Как он недавно заявил в интервью FT, 'Очень важно понимать, что политические силы, которые придут в новый парламент: даже если вернутся те же самые партии: будут уже другими. Думаю, что теперь они будут уделять больше внимания политическому диалогу'.

Но многие в Киеве сомневаются в том, что второе дыхание президента или досрочные выборы могут быстро решить политические проблемы страны, корни которых в региональном расколе Украины, ее трудной посткоммунистической трансформации и близости к крупному соседу - возрождающейся России.

Истоки нынешнего кризиса следует искать в 2005 г., когда прозападный президент Ющенко не сумел в полной мере воспользоваться триумфом 'оранжевой революции' для того, чтобы предотвратить деструктивные ссоры между своими сторонниками и сторонниками Юлии Тимошенко, занимавшей тогда пост премьер-министра.

Согласно компромиссу, достигнутому в результате 'оранжевой революции', в начале 2006 г. президент был обязан передать часть полномочий парламенту и провести парламентские выборы. К изумлению Ющенко, Янукович вернулся к власти во главе Партии регионов и стал премьер-министром.

Их сосуществование было сплошной полосой неудач. Сначала Ющенко уступал, надеясь выработать способ взаимодействия с Януковичем. Но, как говорит Ющенко, Партия регионов начала усиливать свое влияние в парламенте, переманивая к себе за взятки депутатов из других фракций. В апреле президент распустил парламент и назначил новые выборы. Обвиняемый в незаконных действиях, он пытается добиться исполнения своего решения: хотя Янукович неохотно согласился на новые выборы, его союзники в парламенте оказывают сопротивление, и все еще неясно, состоятся ли выборы, как запланировано, 30 сентября.

Еще менее ясно, что последует за ними. В парламенте, как и сегодня, будут доминировать три крупные группы - 'Наша Украина' Ющенко, Партия регионов Януковича и блок Юлии Тимошенко. Ющенко и Янукович в целом согласны с тем, что экономическая политика должна быть направлена на развитие бизнеса, в отличие от Тимошенко, выступающей за ограничение власти олигархов, несмотря на то, что источники ее собственного богатства вызывают вопросы. В том, что касается продвижения демократии, позиции Ющенко и Тимошенко гораздо ближе. Янукович, несмотря на недавние попытки исправления имиджа, по сей день ведет себя как советский партийный босс.

По мнению многих аналитиков, переговоры после выборов продолжатся несколько недель, если не месяцев, что поставит вопрос о способности правительства к принятию решений в этот период. Однако риск того, что события примут насильственный оборот, казавшийся реальным в последние месяцы, сегодня уже не принимается в расчет в связи с отсутствием интереса общества к тому, что воспринимается им как борьба между различными группами внутри элиты.

Исход любых переговоров о коалиции будет зависеть как от распределения власти и влияния, так и от политических принципов. Коррупция не исчезнет. Бизнес предпочитает коалицию Ющенко с Януковичем или большой альянс Ющенко-Янукович-Тимошенко. Но вопрос о том, способны ли соперники взаимодействовать более успешно, чем в прошлом, остается спорным. Также, как и вопрос о том, как они ответят на фундаментальные политические вызовы, стоящие перед Украиной.

Страна находится на полпути от советского тоталитаризма к полной демократии. Она по-прежнему расколота между Западом, поддерживающим Ющенко, опасающимся России и желающим скорейшей интеграции в Европейский Союз, и электоральной базой Януковича, промышленным Востоком, который если и не является пророссийским, то к бывшей имперской метрополии относится с большим почтением. В политике господствуют бизнес-группы, готовые подкупать как государственных чиновников, так и депутатов. Такие группы все более заинтересованы в доступе к глобальным рынкам, который дает интеграция в ЕС, и поддерживают меры по вступлению во Всемирную Торговую Организацию. Но для некоторых украинских промышленников приоритетом остаются бурно развивающиеся российские рынки.

Надежды сторонников 'оранжевой революции' на то, что события 2004 г. станут окончательным разрывом с прошлым, не оправдались. Общественность глубоко разочарована политикой. К счастью, сильная экономика создает рабочие места и стимулирует рост доходов, что позволяет украинцам сосредоточиться на экономических, а не политических приоритетах.

Однако достижения 'оранжевой революции' не потеряны. Существует свободная пресса и реальная - хотя часто коррумпированная и грубая - борьба за власть. В отличие от России, где Кремль усиливает авторитарный контроль, на Украине создается демократия. Но у нее отсутствуют демократические институты, прежде всего, эффективные суды. Как отмечает либеральный политический комментатор Вадим Карасев, 'Украина идет в верном направлении, но делает неверные шаги. Россия идет в неверном направлении, но делает верные шаги'.

Украина могла бы быстрее идти 'в верном направлении', если бы не ее геополитическое положение. Даже в 1990-е годы, когда Россия была слабой, Киеву было сложно вырваться из орбиты Москвы. Сегодня, когда Россия все более явственно желает восстановить свою позицию на постсоветском пространстве, это по-прежнему сложно, несмотря на то, что большинство украинцев выступает за членство в ЕС (даже в отдаленной перспективе).

Кремль допустил ряд просчетов на президентских выборах 2004 г., не сумев обеспечить победу Януковичу и не допустить к власти Ющенко. Но он продолжает политические игры, поддерживая пророссийские партии и неправительственные организации, особенно, в Крыму, где преобладает русское население, и где в украинском порту Севастополь базируется Черноморский флот России.

Валентин Наливайченко, исполняющий обязанности главы украинских спецслужб, предупреждает об опасностях вмешательства России, говоря: 'Мы молодая страна. Для любой страны опасно, когда в ее внутреннюю политику вмешиваются из-за рубежа'.

Президент России Владимир Путин подчеркивает, что он выступает за хорошие отношения с Киевом, но не упускает возможность сделать обидное замечание в адрес Украины - недавно он назвал ее 'тиранией'. Цель Кремля - изобразить 'оранжевую революцию' недоразумением, приведшим к хаосу, и снизить привлекательность демократии по западному образцу в России и других странах бывшего Советского Союза. Со своей стороны, российские компании активно инвестируют в Украину - и в такие неполитические сектора, как розничная торговля, и в крайне политизированную энергетическую промышленность, где господство России в качестве поставщика может создать как политические, так и коммерческие дивиденды.

Отношение ЕС к Украине остается двойственным. Польша и некоторые другие члены ЕС из Восточной Европы требуют, чтобы Брюссель активнее занимался Киевом и, может быть, даже предложил ему в будущем вступить в Евросоюз. Но в ЕС усталость от расширения настолько велика, что этот вопрос не ставится на повестку дня.

Ющенко, надеявшийся после 'оранжевой революции' на большее, смирился с тем, что путь вперед ведет через развитие экономических связей и договоренности с ЕС о помощи. Он знает, что соглашение о свободной торговле, подписать которое Киев сможет, вступив в ВТО, позволит ему выполнить половину 'acquis' - требований, предъявляемых ЕС кандидатам на вступление.

Киеву было достаточно сложно балансировать между Востоком и Западом, когда напряженность в отношениях между Россией, США и ЕС была ниже. Теперь это еще сложнее. Как говорит советник Ющенко Олег Рыбачук, 'К несчастью для Украины, от каждого конфликта между Западом и Россией страдаем мы'.

_________________________________

Демократия на Украине: обманутые надежды ("The Washington Post", США)

Юлия Тимошенко: Сдерживание России ("Foreign Affairs", США)