На место президента России Владимира Путина претендует бывший шпион из КГБ, учившийся в Лондоне, свободно знающий английский и на всю жизнь полюбивший 'Битлз'
Сергей Иванов, заместитель премьер-министра, запоем читает британские шпионские романы и считает британскую разведку одной из лучших в мире. Он - близкий товарищ Путина с начала 70-х годов. Они вместе работали в главном управлении КГБ в Санкт-Петербурге, а в новой России Иванов шесть лет проработал министром обороны. Четыре месяца назад Путин назначил его заместителем премьера, и все это время его популярность растет бешеными темпами.
Согласно результатам последних опросов общественного мнения, по рейтингу в гонке вероятных преемников Путина Иванов обгоняет своего ближайшего соперника и коллегу по должности Дмитрия Медведева. В марте закончится второй срок пребывания Путина на президентском посту, и он должен будет уйти.
Очередная возможность перещеголять Медведева у 54-летнего Иванова появилась на прошлой неделе, во время Санкт-Петербургского экономического форума, на который съехались руководители крупнейших компаний России и Запада.
Наблюдатели, всячески пытающиеся угадать, кого из этих двоих поддержит Путин, по последним признакам - публичность, количество времени на телевидении и уровень доступа к лидерам мирового бизнеса на конференции - решили, что Иванову удалось уверенно обойти Медведева. Вторым сигналом была хвалебная речь Валентины Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга и протеже Путина, в адрес Иванова. Она сравнила его с самим Петром Великим.
- Гонка за кресло Путина - непредсказуемое дело. - говорит один из помощников президента. - Путин может всех перехитрить и выбрать третьего кандидата. На сегодняшний день кандидатов всего два - Медведев и Иванов. Еще недавно Медведев шел впереди, но сейчас отстал.
В Москве распространено мнение, что группа 'ястребов' в Кремле из бывшего КГБ решила устроить так, чтобы Путин через год после ухода в отставку вернулся к власти, и привести на его место фигуру, которая была бы ему во всем лояльна и занимала бы место президента ровно столько, сколько понадобится Путину для того, чтобы обойти конституционный запрет на три президентских срока подряд.
Иванов и Путин знают друг друга с ранней молодости. Оба родились в Санкт-Петербурге - Иванов старше президента на четыре месяца, - оба выросли в советских kommunalka'х - квартирах, где жили сразу несколько семей. Иванова растила мать, инженер по профессии. Его отец умер, когда он только начинал ходить.
Путин и его будущий министр обороны поступили в один университет - первый на юридический факультет, второй стал учить английский и шведский языки.
- 'Битлз' были моими кумирами, - вспоминает Иванов (также он любит 'Пинк Флойд' и 'Лед Зеппелин'). - Я и английским заинтересовался потому, что мне очень нравились их песни.
В 70-е годы, когда Иванову было 20 лет, он несколько недель проучился в Лондоне по обмену. Некоторое время спустя он увлекся романами Джона Ле Карре (John le Carre), Агаты Кристи (Agatha Christie), Фредерика Форсайта (Frederick Forsyth), а также шотландским виски.
Как и Путин, Иванов занялся дзюдо, по которому имеет черный пояс. Иванов вообще много занимался спортом - играл в баскетбол за одну из лучших команд Санкт-Петербурга. В отличие от президента, который до сих пор тренируется практически каждый день и алкоголь практически не употребляет, Иванов любит водку и красное вино и много курит (хотя фотографам на разрешают снимать его с сигаретой во рту).
Сразу же после университета и Путин, и Иванов поступили работать в КГБ. Оба учились в элитной разведшколе ?101 в лесах Подмосковья. В конце 70-х годов оба приехали работать в Санкт-Петербург, который тогда еще назывался Ленинградом.
- Мы встретились вскоре после выпуска из университета и попали в очень маленькую группу очень большой организации, - рассказывает Иванов. - У нас были один и те же профессиональные интересы и примерно одни и те же взгляды - к действиям партии и спецслужб мы иногда относились с иронией.
- Потом я уехал из Ленинграда, а он остался, но мы не забыли друг о друге. Мы периодически перезванивались, а потом разъезжались служить за границу и снова долго не виделись.
Путин пять лет проработал в Восточной Германии, а Иванов был офицером разведки в Скандинавии и Африке. Как-то раз Иванов сказал: 'Чему меня учили в школе КГБ, я не скажу. Скажу только одно: меня научили не выделяться из толпы и профессионально и много говорить ни о чем'.
После распада Советского Союза Путин ушел из КГБ в звании полковника, а Иванов остался и дослужился до генерал-лейтенанта. При президенте Борисе Ельцине его назначили заместителем директора внешней разведки России. В 1998 году Путина назначили главой ФСБ, наследницы КГБ, и он сделал Иванова своим заместителем.
Иванов - из поколения более открытых офицеров КГБ, так называемых 'пинкфлойдистов', но он отнюдь не либерал. Он, как и Путин, не доверяет Западу; как и Путина, его злит расширение НАТО; как и Путин, он жестко выступает против планов США развернуть в Европе систему противоракетной обороны.
Когда Иванов был министром обороны, он значительно увеличил финансирование армии, но не давал провести в ней реформы. Его обвиняют в бездействии и неспособности остановить широко распространенные в армии издевательства над молодыми призывниками. Два года назад он вызвал взрыв критики в обществе, когда попытался спустить на тормозах инцидент с 18-летним солдатом Андреем Сычевым, которого избили так, что ему пришлось ампутировать обе ноги.
Иванов принял самое деятельное участие в возвращении в армию советских символов. На Западе особую тревогу вызвали его заявления о том, что по Грузии, крошечной республике бывшего Советского Союза, будут нанесены авиаудары. Иванов тогда обвинил Грузию в укрывательстве чеченских боевиков. Считается, что именно он отдал приказ об убийстве бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева, которого в России считают террористом. Яндарбиева взорвали в Катаре в 2004 году.
Иванов женат, у него два взрослых сына.
- Вполне возможно, что того, кому суждено стать следующим президентом России, мы вообще еще не видели, - говорит один западный дипломат. - Но если к власти придет Иванов, то те, кто сегодня критикует Путина, завтра начнут бога молить, чтобы он вернулся. Под фасадом открытости в Иванове прячется стальной 'ястреб' - тот же Путин, только без путинской харизмы.
___________________________
Москва гудит в связи с разговорами о третьем сроке для Путина ("The Financial Times", Великобритания)
Инсценированный кризис ("Financial Times Deutschland", Германия)