Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня, когда о России звучит столько разнообразных мнений, делая какие-либо выводы, нужно помнить одно основополагающее правило: справедливо и обратное тому, что говорится

Работая в России, нужно помнить одно ключевое правило: что бы ни говорилось об этой стране, всегда справедливо и обратное

June 25, 2007 issue

Сегодня, когда о России звучит столько разнообразных мнений, делая какие-либо выводы, нужно помнить одно основополагающее правило: справедливо и обратное тому, что говорится.

Международные СМИ слепили образ России как нефтяной сверхдержавы под властью авторитарного режима с видением будущего страны в духе 'холодной войны'. Хотя в этом содержится больше, чем крупица истины, было бы так же справедливо сказать, что Россия прилагает немалые усилия к тому, чтобы ослабить свою зависимость от нефти, что редко когда Кремль играл меньшую роль в жизни рядовых граждан, и что капиталистический пыл продолжает разгонять экономику.

Россия все больше напоминает две разные страны. На одном уровне государство ведет себя все более напористо и, используя нефть в качестве оружия, стремится расширить свое влияние в 'стратегических' секторах экономики. Это, безусловно, ухудшает инвестиционный климат и не позволяет стране полностью реализовать свой потенциал в добывающем секторе. Но вся остальная экономика охвачена одним из самых мощных бумов внутреннего спроса, наблюдаемых сегодня в мире развивающихся рынков.

Разрыв в эффективности между ресурсным сектором и остальной экономикой очевиден на фондовом рынке. Акции компаний банковского сектора, СМИ и фирм потребительского сектора на подъеме, и даже в этом году выросли больше, чем акции аналогичных компаний на других развивающихся рынках. Тем временем, котировки акций нефтегазовых компаний в последний год бесцельно дрейфуют, поскольку инвесторы, опасающиеся продолжения государственного вмешательства, делают поправку на 'российский фактор'.

Но, в общем и целом, довольно примечательно, что за последние пять лет российская экономика выросла в среднем на 7 процентов, несмотря на отрицательный рост населения и средний доход на душу населения в 7000 долларов - это относительно высокие исходные данные по сравнению с другими развивающимися странами. Такая динамика сделала Россию привлекательной страной для прямых иностранных инвестиций. Ожидается, что в этом году поступит около 30 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, и большая их часть пойдет в неэнергетические сектора экономики.

Инвесторы, не обращавшие особого внимания на сенсационные заголовки, добились в России великолепных результатов. Хотя в Китае и Индии отмечены более высокие темпы роста, в России компании, работающие на удовлетворение внутреннего спроса, сумели добиться большей доходности, поскольку, благодаря негативному пиару, конкуренция со стороны зарубежных компаний не соответствует здесь масштабам экономического бума.

Отметим, что растущий нефтяной рынок играет свою роль в повышении спроса. Однако своему экономическому возрождению Россия обязана не только нефти. От других стран, богатых нефтью, Россию отличает качество человеческого капитала, помогающее деловой и потребительской культуре страны быстро сближаться со стандартами более развитых государств. В последние несколько лет в России появился ряд хорошо управляемых компаний, которые смогли ответить на долго сдерживавшийся мощный внутренний спрос. Эти компании обеспечили взрывообразный рост ипотечного и карточного кредитования, поскольку у людей впервые появились доступ и доверие к заемному капиталу.

В идеальном мире Россия приняла бы весь комплекс демократических и рыночных принципов, став образцом экономического и политического развития. Многие россияне считают, что этот путь был закрыт для России после реформ девяностых - процесса, который, по их мнению, был, скорее 'шоком', чем 'терапией'. Как бы то ни было, международный комментариат настолько поглощен откатом России от демократии и ростом вмешательства властей в добывающий сектор, что реальность ускользает от их внимания.

Очень большая часть российского общества стремится к европейским жизненным стандартам. Козни Кремля практически ничем им в этом не мешают. Москва все больше выглядит как любой европейский город (хотя и с налетом нуворишества). Машины последних моделей элитных марок стоят в пробках на узких городских магистралях. Многие ведущие производители модной одежды открыли в Москве больше бутиков, чем в любом другом городе в странах с развивающимися рынками. Для мировых поп-звезд выступление в Москве обязательно, а ее ночная жизнь - предмет разговоров мировой модной тусовки. Вряд ли этот город можно заподозрить в тоске по коммунистическому прошлому.

Но это и не Мумбаи и не Сан-Паулу, где можно спокойно устраивать политические демонстрации. Однако, в отличие от сферы политики, подобных ограничений нет в социальной и религиозной сфере. Точно так же компании могут вести свободную конкуренцию в потребительских секторах, но в секторе природных ресурсов нужно следить за 'стратегическим радаром' правительства. Параллельно существуют две разные системы, и неудивительно, что Россия все больше похожа на две разные страны.

Р. Шарма - глава отдела развивающихся рынков компании Morgan Stanley Investment Management.