Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страшный урожай коммунизма

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда во вторник президент Буш, выступая на открытии памятника жертвам коммунизма в Вашингтоне, заявил, что в 20 столетии по вине коммунистических режимов погибло 100 миллионов невинных людей, он не преувеличил, а скорее преуменьшил реальную цифру

Несмотря на свою кровавую историю и полную несостоятельность, эта система по-прежнему господствует в нескольких странах

Когда во вторник президент Буш, выступая на открытии памятника жертвам коммунизма в Вашингтоне, заявил, что в 20 столетии по вине коммунистических режимов погибло 100 миллионов невинных людей, он не преувеличил, а скорее преуменьшил реальную цифру.

Тот, кто снабдил президента этими данными, мог руководствоваться лишь приблизительной оценкой. Точное количество погибших в советском ГУЛАГе, китайских 'трудовых лагерях' лаогай, или камбоджийских джунглях, неизвестно до сих пор. Несомненно другое: убийство людей - не единственное, что можно поставить в вину коммунистическим режимам. Если учесть в подобной статистике всех, чью жизнь разрушил коммунизм, число жертв будет измеряться миллиардами.

При коммунистическом строе жертвы разделялись на 'категории'. Были те, кого убивали преднамеренно, и те, чья смерть стала результатом безответственной или антигуманной социальной политики. Так, в научных кругах до сих пор спорят, был ли голод 1932-33 гг. результатом осознанного стремления Сталина уничтожить украинский народ. Аналогичным образом, мало кто из историков считает, что Мао Цзедун сознательно вел дело к массовому голоду в Китае в конце 1950-х гг.; он считается самым страшным в новейшей истории. Однако крайняя некомпетентность коммунистических режимов в управлении сельским хозяйством и обеспечении населения продовольствием - факт бесспорный.

Кроме того, коммунисты проводили политику дискриминации в отношении целых 'враждебных' классов. К примеру, отец Бориса Ельцина - простой крестьянин - попал в немилость к сталинским властям из-за жалоб на плохие условия труда. Вместе с родителями в 'черный список' попадали и дети, поэтому молодому Борису пришлось скрывать тот факт, что его отец был репрессирован - иначе у него было бы никаких шансов выучиться на инженера. В Камбодже дело обстояло еще хуже: всякого, кто носил очки, объявляли 'врагом народа' и подвергали репрессиям.

Говоря о жертвах коммунизма, необходимо помнить и о тех, кто пострадал от ограничений свободы в политической, религиозной и культурной сферах.

Даже в тех странах, где правящий режим формально допускал существование других партий, реально речь шла об однопартийной политической системе - так было, к примеру, в ГДР. И если церкви (например в Польше) было позволено играть в обществе существенную роль, священники под страхом карательных санкций должны были избегать любой критики коммунистической идеологии. В коммунистических государствах свирепствовала цензура - любые идеи, кроме марксистских, власти считали опасными.

В демократических странах правительствам консерваторов, либералов или социалистов обычно удавалось обходиться без запретов на деятельность коммунистических партий. Бывали, конечно, и исключения. В Западной Германии компартия была запрещена в 1956 г., после того, как ее руководство, по указке Москвы, начало отрицать само право Федеративной Республики на существование. В США сенатор Джо Маккарти (Joe McCarthy) развязал 'охоту за ведьмами', направленную против коммунистов и сочувствующих.

Но то, что в условиях демократического строя представляло собой исключение из правил, в коммунистических странах было нормой - там свобода подавлялась систематически. В этих странах глушили иностранные радио- и телепередачи. Власти запрещали гражданам выезжать за рубеж. Чтобы сохранить власть, коммунистам необходимо было держать свои народы в 'карантине'. Главным символом этого стала Берлинская стена, рухнувшая лишь в ноябре 1989 г.

Дееспособное современное государство стремится заручиться добровольной поддержкой своих действий со стороны граждан. Это обеспечивает более эффективное функционирование экономики. Да и публичное столкновение идей полезно - и в принципе, и с точки зрения практических результатов. Поэтому, когда коммунистический диктатор Энвер Ходжа объявил Албанию полностью атеистической страной, он в долгосрочной перспективе лишь усугубил межконфессиональные и межэтнические противоречия в обществе.

Естественно, коммунистические режимы не были точными копиями друг друга. Никто не станет утверждать, что на Кубе, с ее колоритными и шумными барами и ресторанами, система государственного управления полностью аналогична северокорейской. Китай при Мао тоже отличался, скажем, от Польши при Гомулке или Албании при Ходже. Тем не менее, в любой стране, где коммунистический строй продержался сколько-нибудь значительное время, его основные характеристики совпадали.

Кроме того, следует подчеркнуть: бесчеловечные действия в 20 веке совершали не только коммунисты. Адольф Гитлер истреблял евреев, цыган, гомосексуалистов и душевнобольных. К геноциду в Руанде в 1994 г. коммунисты тоже не имеют отношения. А отравление вьетнамских и камбоджийских лесов дефолиантом Agent Orange - на совести ВВС США.

В конце концов Запад победил в 'холодной войне' - чему немало способствовал также Михаил Горбачев и его программа реформ в СССР. Сегодня коммунизм дискредитирован по всему миру, и новый мемориал в Вашингтоне - дань памяти его жертвам.

Однако коммунистические государства еще существуют: Китай, Куба, Северная Корея, Вьетнам. Об этом Буш в своей речи не упомянул. Он упустил шанс заявить во всеуслышание о том, что очевидно всем: китайская система трудовых лагерей действует и сегодня. И люди по-прежнему становятся ее жертвами. Режим в этих лагерях превосходит по жестокости даже советский ГУЛАГ: китайские власти не просто изолируют заключенных, но и подвергают их идеологической обработке - причем весьма жестокими методами.

Китай - один из важнейших торговых партнеров Запада, поэтому наши правительства и СМИ стараются относиться к нему 'помягче'. Но не стоит забывать: из всех великих держав мира в Китае существует самый жестокий репрессивный режим.

Роберт Сервис - специалист по истории России, профессор Колледжа Святого Антония (St. Antony's College) при Оксфордском университете, и автор недавно вышедшей книги 'Товарищи! История мирового коммунизма' ("Comrades!: A History of World Communism")

__________________________________

Жаль, коммуняки ("Eesti Paevaleht", Эстония)

Кого тревожит призрак коммунизма? ("The Guardian", Великобритания)

Проклятие коммунизма ("The Wall Street Journal", США)