Страны и покупатели газа продолжают выражать озабоченность в связи с возможностью создания 'газовой ОПЕК', включающей в свой состав газодобывающие государства с большими запасами этого вида топлива, такие как Россия, Иран, Алжир, Венесуэла и Катар.
Представители газодобывающих стран постоянно отрицают, что они намерены сформировать картель, однако разговоры на эту тему продолжаются.
Подобные опровержения не вызывают удивления у экспертов газовой отрасли, которые считают, что фундаментальные различия между газовым и нефтяным рынком делают практически неосуществимой идею создания картеля.
Но хотя мысль о 'газовой ОПЕК' и кажется нереальной по целому ряду причин, в Европе существует другая тревожная реальность, состоящая в том, что она все больше зависит от газовых поставок из России и от ее транспортной инфраструктуры.
Риски, связанные с ростом такой зависимости, похожи на риски от создания газового картеля. Если Европа будет просто полагаться на заявления о том, что 'газовая ОПЕК' не является предметом серьезного обсуждения среди газодобывающих стран, или верить в то, что газовый картель не в состоянии оказывать такое же воздействие на рынок, как это делает ОПЕК, то она упустит очень важный момент. Заключается он в том, что Европе надо срочно диверсифицировать источники и системы поставок в целях укрепления собственной энергетической безопасности.
Если говорить на профессиональном рыночном языке, то Европа во многих отношениях представляет собой "захваченный", или монополизированный газовый рынок. Этот рынок во многом зависит от трубопроводных поставок из России, будь то российский газ или газ других стран, пользующихся российскими транзитными трубопроводами, который обеспечивает пиковые потребности в топливе в зимний период, особенно там, где рынок реагирует на температуру.
Как свидетельствуют неоднократные заявления российского президента Владимира Путина, Россия хочет участвовать в газовом картеле. И есть все указания на то, что Москва намерена усиливать европейскую зависимость от трубопроводных поставок из России. Например, в мае Россия заключила важные газовые сделки с Туркменистаном, Казахстаном и Узбекистаном, и это вызвало обеспокоенность в том, что Москва заперла под российский трубопроводный замок те газовые резервы, которые могли бы попасть на рынок по другим, нероссийским маршрутам.
Данными сделками отнимаются потенциальные поставки газа у предлагаемого к строительству трубопровода 'Набукко', по которому, в случае его создания, природный газ попадал бы из Турции в Австрию. Таким образом, можно было бы осуществлять поставки в Европу нероссийского природного газа по нероссийской транспортной инфраструктуре. Эти последние соглашения между Россией и центральноазиатскими странами способны сорвать реализацию проекта 'Набукко' и обеспечить России сохранение ее статуса доминирующего поставщика газа для Европы.
Усилия России по продвижению проекта 'Голубой поток-2', в рамках которого Турции отводится роль транзитного пункта для поставок российского газа в Европу, могут еще в большей степени подорвать экономическую обоснованность прокладки трубопровода 'Набукко'. Если к этому добавить перспективу увеличения европейских потребностей в природном газе и уменьшение газовых запасов в самой Европе, то вполне очевидно, что континент в ближайшие годы попадет в еще большую зависимость от импорта из России.
В условиях усиления зависимости от России, когда отсутствует альтернативная инфраструктура поставок, способная обеспечить пиковые потребности, Европа становится заложницей милости и гнева Москвы, которая в любой момент может принять решение о прекращении подачи топлива. Так случилось в январе 2006 года, когда была временно остановлена подача газа на Украину, по территории которой транзитом проходит примерно 80 процентов российского газа, предназначенного для рынков Западной Европы.
Как любой поставщик, нуждающийся в доходах, Россия не может себе позволить на длительное время прекращать поставки потребителям. Однако она в состоянии отказываться от таких доходов дольше, чем хозяйство и промышленность Европы могут существовать без газа, особенно в холодный зимний период.
Пока Россия сохраняет и укрепляет свою почти полную монополию на подающую в Европу газ трубопроводную систему, европейский рынок природного газа будет уязвим для ценовых манипуляций и наносящих большой ущерб отключений. А это точно такая же угроза, как и создание 'газовой ОПЕК'.
Альтернативные источники и пути поставок являются ключом, способным сдержать использование Россией своих газовых резервов для получения экономической и политической выгоды. Даже если бы существовал единый регулирующий орган, способный защитить европейских потребителей от рыночного влияния России (а такого органа нет), он не смог бы остановить такое рыночное воздействие газового поставщика или транспортера столь же эффективно, как это делает сила конкуренции.
Соответственно, Европа должна развивать новую инфраструктуру газовых поставок, которая имела бы доступ к альтернативным источникам. Это снизило бы зависимость от российских трубопроводов и от тех стран, которые поставляют по ним свой газ.
Россия не будет останавливать поставки газа или вводить непомерные цены, если европейские рынки получат возможность обратиться к Турции, к северной Африке, к импорту сжиженного природного газа, к поставкам из района Северного моря при увеличении добычи, либо к иным газовым источникам. На самом деле, если будет существовать конкуренция со стороны таких источников, можно ожидать, что Россия предпримет необходимые меры для обеспечения надежности экспорта, чтобы остаться предпочтительным поставщиком на рынке и таким образом сохранить максимальные доходы.
Хотя создание альтернативной газовой инфраструктуры в целях формирования условий для конкуренции на рынке газа в Европе потребует значительных затрат, это не должно сдерживать европейских руководителей.
Инфраструктура поставок и доставки природного газа необходима Европе вне зависимости от того, появится или нет 'газовая ОПЕК'. Нужна она для того, чтобы снизить зависимость континента от российского газа и трубопроводов и укрепить европейскую энергетическую безопасность.
Марк К. Льюис - партнер в Группе глобальных проектов (Global Projects Group) международной юридической фирмы Paul Hastings. Д. Кирк Морган II является младшим партнером в той же фирме.
___________________________________________________________
Хватит 'Газпрому' играть в свои глупые игры ("The Financial Times", Великобритания)
Не все так хорошо - с нефтью и прочим ("The American Spectator", США)