Таллин, Эстония. - Когда речь заходит о налогообложении, некоторые из самых конкурентоспособных экономик неожиданно начинают напоминать развивающиеся страны. Американская налоговая система - одна из худших в мире; ненамного отстала от нее Западная Европа. По данным Всемирного Банка, лишь у четырех стран мира более объемные налоговые кодексы, чем у США - в том числе, у Великобритании. Всемирный экономический форум не столь благосклонен: в своем недавнем индексе налоговой эффективности он дал США последнее место - в прошлом этой 'чести' часто удостаивалась Германия. Неконкурентоспособной налоговую систему этих стран делает ряд факторов, в том числе, высокие ставки налогов на сбережения и инвестиции, умопомрачительная сложность и, в случае Америки, самоубийственная практика налогообложения по всему миру.
Каждый, кто хочет своими глазами увидеть простую и справедливую систему налогообложения, должен посетить Эстонию. Обретя в 1991 г. независимость от Советского Союза, эта маленькая балтийская страна сначала попытала счастья с прогрессивной налоговой системой, столь популярной на Западе. Инициативных людей наказывали более высокими ставками налогов, а сбережения и инвестиции - жизненно необходимые для будущего благосостояния - подвергались двойному налогообложению. Неудивительно, что Эстония не процветала. Правильнее сказать, что налоговая система была лишь одной из множества проблем, от которых страдала страна. Было довольно нелепо, что Эстония осложнила свое экономическое оздоровление после коммунистического порабощения использованием прогрессивного налогообложения - фискального режима, за который выступал Карл Маркс. Не менее нелепо и то, что эту контрпродуктивную модель налогообложения также приняло большинство стран с капиталистической экономикой.
В поисках нового подхода для придания импульса своей экономике, в 1994 г. Эстония ввела единую 26-процентную ставку подоходного налога и никогда не оглядывалась назад. Вместе с другими рыночными реформами плоская шкала помогла эстонской экономике стать одной из самых быстрорастущих в мире. Сегодняшний Таллин - это город экономического бума, с дорогими машинами, стильными магазинами, модными ресторанами и активно ведущимся строительством. Эстонская система не является моделью плоского подоходного налога в чистом виде. Но примечательно, насколько она свободна от искажений, исключений, лазеек и наказаний. Единая шкала применяется как к личному доходу, так и к доходу фирм. А поскольку один из ключевых принципов единой ставки подоходного налога гласит, что доход должен облагаться налогом только один раз, не существует налога на наследство, налога на личное состояние и двойного налогообложения сбережений и дивидендов.
Пожалуй, наиболее впечатляет то, что страна постоянно совершенствует свою систему. Ставка подоходного налога уже была сокращена до 22%, и ожидается, что к 2011 г. она будет снижена до 18%, по проценту в год. Особо впечатляет реформа налога на корпорации, осуществленная в 2000 г. По сути, в стране был ликвидирован налог на прибыль корпораций. Вместо него была создана простая система движения наличных средств, в рамках которой 22-процентным налогом облагаются только средства, направляемые компанией на выплату дивидендов акционерам. Это означает, что компаниям не приходится беспокоиться из-за правил амортизации и других сложных норм, отнимающих столько времени и сил у менеджеров в Америке и Западной Европе.
Неудивительно, что при такой простой и справедливой налоговой системе Эстония стала 'балтийским тигром' с более высоким уровнем экономического роста, чем в любой другой постсоветской стране. В последние шесть лет уровень роста составлял в среднем около 9 процентов. Причем с поправкой на инфляцию.
Низкие ставки налогов и простота заметно сократили масштабы уклонения от уплаты налогов и создали мощный эффект кривой Лаффера. Невзирая на снижение налоговых ставок (или же благодаря ему), с 2000 г. объем налоговых поступлений от частных лиц почти удвоился, а от корпораций - вырос более, чем в три раза.
На самом деле, эстонская система несовершенна. Плоская шкала предусматривает ряд вычетов, в том числе, на выплату процентов по ипотечным кредитам. Но сумма вычета не может составлять более 50 000 крон (менее 3 200 евро) в год. Кроме того, существует налог на прирост капитала, нарушающий принцип обложения дохода налогом только один раз.
Еще кое-что в фискальной системе оставляет желать лучшего. Налог на зарплату составляет 33% (хотя четыре процента идут на личный пенсионный счет), что означает наличие достаточных стимулов для сокрытия истинного размера зарплат от налоговых органов. Кроме того, имеется 18-процентный налог на добавленную стоимость.
Пожалуй, больше всего должно беспокоить то, что правительство слишком много тратит, поглощая около 37 процентов объема производства. 'Это обратная сторона быстрого роста прибыли, - говорит Пауль Вахур (Paul Vahur) из Эстонского института свободного общества. - Правительство может позволить себе тратить больше денег вместо того, чтобы сокращать размер государственного аппарата'.
Однако, по сравнению с другими европейскими странами, Эстония в хорошей форме. Введение единой шкалы подоходного налога привело к огромному успеху, и именно поэтому 12 других стран Центральной и Восточной Европы последовали примеру Эстонии и ввели у себя аналогичные системы налогообложения. Возможно, однажды простые и справедливые налоговые системы появятся также в США и Западной Европе.
Д. Митчелл - старший научный сотрудник Института Катона
___________________________
Россия, берегись: Эстония выбрала национальную рыбу ("The Wall Street Journal", США)
Война нового типа для Эстонии и НАТО ("The Washington Post", США)