Такие страны ЕС, как Германия, стремятся к сбалансированным отношениям с Москвой, в то время как новые члены хотят более жестких действий против 'запугиваний'.
Сталкиваясь с волной иммигрантов, ищущих лучшей жизни, Мальта, Испания и Швеция шумно требуют от Европейского Союза масштабной помощи в охране их границ.
Но на востоке Евросоюза руководители государств призывают к проведению более настойчивой политики ЕС в отношении России. Это вызвано утверждениями о том, что Москва была причастна к компьютерным атакам на Эстонию, а также сохраняющимся запретом на ввоз в Россию польского мяса.
Как отмечают критики, в обоих случаях Евросоюз оказался не в состоянии применить экономические и политические рычаги, чтобы защитить своих членов. Часть этих трещин может поползти дальше, когда лидеры ЕС соберутся 21-22 июня в Брюсселе на свой саммит под председательством канцлера Германии Ангелы Меркель, которая в этом году руководит союзом. В преддверии саммита Меркель попыталась сгладить новое противоречие в отношениях с Польшей, вызванное вопросом о правах на голосование в рамках предлагаемого нового договора ЕС.
'Каждый год на пороге Европы умирает 600 иммигрантов, - заявил 10 июня информационному агентству Associated Press министр юстиции Мальты Тонио Бордж (Tonio Borg), когда страна выступила с призывом о помощи, чтобы остановить наплыв иммигрантов из Северной Африки на этот крохотный остров. - Это невероятно, но на ступенях Европы у нас складывается такая трагическая ситуация, и делается для ее исправления совершенно недостаточно'.
Тысячи беженцев из Ирака заполонили Швецию, а согласно оценкам ООН, в этом году в страны ЕС попытается эмигрировать еще 40 тысяч иракцев. Швеция обратилась к странам Евросоюза за помощью. Испания и Италия также обратились за помощью к ЕС, чтобы решить свои проблемы с притоком иммигрантов из Африки.
И снова старая Европа против новой
Восточноевропейские страны говорят о тех фундаментальных различиях в подходах к отношениям с Россией, которые демонстрирует Брюссель. Часто разделительная черта пролегает между 'старой' и 'новой' Европой. Такие страны как Германия, вспоминая о решении России прекратить зимой 2005-2006 года подачу газа на Украину, стремятся тщательно соблюдать баланс в отношениях с Москвой. Восточные государства требуют более жестких действий против того, что они называют запугиванием со стороны страны-преемницы их бывшего советского господина. Как сказал президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves), 'эти две европейские цели несовместимы: европейская интеграция и умиротворение угрожающей и своенравной России'.
Сторонние наблюдатели за происходящими внутри Евросоюза дебатами также хотят, чтобы ЕС вел себя жестче. На конференции по демократии и безопасности, прошедшей в начале июня в Праге, бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, возглавляющий сегодня оппозицию в России, а также правозащитница из Белоруссии Ирина Красовская призвали европейские страны быть более настойчивыми в своих отношениях с 'плохими парнями' с востока - российским президентом Владимиром Путиным и его белорусским коллегой Александром Лукашенко. Каспаров призвал западные демократии закрыть для Путина доступ на свои встречи, а Красовская заявила, что Евросоюзу надо взять в руки дубину побольше. 'Ситуация в Белоруссии связана с тем разрушением ценностей и общества, которое сегодня достигает степени абсурда в путинской России', - сказала она.
Те разногласия, которые существуют в оценках отношений с Россией, нашли свое отражение в резолюции, принятой 10 мая часто проявляющим упрямство Европарламентом. Произошло это за неделю до саммита ЕС-Россия. В своей резолюции парламент одновременно подверг Россию критике за ее нарушения против демократии и за наложенное на польское мясо эмбарго, и выразил поддержку развитию экономического сотрудничества с этой страной и ее вступлению в ВТО. Резолюция эта отнюдь не была похожа на проявление солидарности с попавшей в осаду Грузией, которая старается заблокировать вступление России в эту организацию из-за эмбарго Москвы на ее вино, минеральную воду и прочие продукты. Грузинские власти считают данные действия ответом на усилия Тбилиси по укреплению связей с ЕС и НАТО.
Страны-создательницы ЕС, такие как Франция и Германия, традиционно поддерживают европейскую политику приоритетных отношений с Россией, сопровождая это немногочисленными замечаниями и укорами в ее адрес по поводу последних недемократических действий.
Депутат германского бундестага Карл-Теодор фон Гутенбург (Karl-Theodor von Guttenburg) позаимствовал изречение американского президента Джорджа Буша, который назвал взаимоотношения Америки и России 'сложной дружбой'. Гутенбург сказал, что это вполне подходящий эвфемизм для характеристики отношений России и Европы.
Выступая на пражской конференции по демократии, он также заявил, что двусторонние соглашения между странами Восточной и Центральной Европы и Соединенными Штатами ослабляют европейское единство. Одним из таких примеров является система противоракетной обороны, которую администрация Буша хочет создать в Польше и Чехии. Опросы показывают, что многие европейцы считают данную систему ненужной и вредной, поскольку она заставляет Россию ужесточать свои позиции. Россия считает эту систему ПРО угрозой своему стратегическому арсеналу.
Здоровая конкуренция
Защитники Евросоюза заявляют, что разногласия между группами стран не создают угрозы единству блока. Они отмечают, что внутри государств существуют противоречия регионального масштаба, которые помогают принимать сбалансированные общенациональные решения.
Вступив в 2004 году в Евросоюз, Польша, Литва и Эстония проявляют особую настойчивость, пытаясь изменить поведение Европы в отношении России. Такие действия - это не столько результат старых исторических разногласий, сколько чувствительная реакция на шаги России, которые воспринимаются там как вмешательство Москвы в дела своих бывших стран-сателлитов. Здесь важную роль играет влияние Польши как самой крупной страны из числа новых членов ЕС, которая к тому же имеет тесные связи с Соединенными Штатами и стремится показать свою силу.
Накануне саммита Меркель и польский президент Лех Качиньский (Lech Kaczynski) продемонстрировали острые разногласия в вопросе о том, как считать количество голосов, которые каждая страна-член ЕС отдает за принятие того или иного решения в рамках Евросоюза. Польша выступает резко против поддержанного Германией и другими государствами предложения о пересмотре сложной системы. Варшава заявила, что новая система нарушит баланс голосов, склонив его в пользу самых крупных стран. Меркель попыталась найти компромисс, однако Качиньский был непреклонен.
Несмотря на такое упорство, восток имеет не больше шансов добиться своего, чем Мальта и прочие страны, зовущие на помощь в решении проблемы нелегальной иммиграции. Несмотря на то, что Каспарову и другим активистам не дали приехать в Самару, где в мае проходил саммит ЕС-Россия, Меркель и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) подтвердили свою приверженность крепкому партнерству с Россией. В одном из пресс-релизов ЕС отмечается, что лидеры Евросоюза провели очень 'открытые, честные и откровенные' обсуждения с Путиным, но вместе с тем подчеркнули необходимость 'поддержания тесных взаимоотношений'.
___________________________________________________________
Польша 'готова погубить все' ("The Times", Великобритания)
Россия и Запад ("The International Herald Tribune", США)