Недавно президент России Владимир Путин удивил своего американского коллегу Джорджа Буша, предложив ему сотрудничество по вопросу противоракетной обороны. Однако, хотя Вашингтон и приветствовал этот шаг российского руководства, эксперты сомневаются, что двум сторонам удастся найти общий язык.
США хотят разместить десять противоракет на территории Польши, а также мощный радар в Чехии, и с их помощью, как утверждают в Вашингтоне, защититься от иранской ракетной угрозы. Москва возражает: по ее мнению, на самом деле этот 'щит' направлен против России, поскольку Иран еще несколько лет не сможет разработать ракеты, которые смогут угрожать США.
Однако недавно на саммите в Германии Путин, после нескольких месяцев риторики в духе 'холодной войны', вдруг предложил передавать США информацию с российского радара раннего предупреждения, расположенного в азербайджанской Габале, а также заявил, что Пентагон вполне может размещать свои противоракеты в Турции, в Ираке или на кораблях, оборудованных системой 'Иджис' (Aegis).
Беспокойство России строительством противоракетных баз в Европе обусловливается несколькими причинами. Политическая причина заключается в том, что, если базы будут построены, США тем самым установят свое военное присутствие на территории стран бывшего советского блока, чем, по словам России, нарушат обещания, которые давались Москве после распада Советского Союза.
С военной точки зрения Москва прежде всего не согласна с аналитиками Пентагона, утверждающими, что противоракеты, развернутые в Польше, будут не в состоянии сбивать российские ракеты, однако это не самое главное. Гораздо большее беспокойство в Москве вызывает возможность запуска этих ракет по российским спутникам. И, наконец, самая серьезная проблема - это само наличие в Чехии радара Х-диапазона, в зону действия которого попадает и территория России.
Российские специалисты утверждают, что Габалинский радар, построенный еще в советские времена для отслеживания запусков ракет из Индийского океана, даст возможность США 'заглянуть' в Иран и своими глазами увидеть, насколько серьезную угрозу он собой представляет. Эксперты подтверждают: этот радар охватывает большую площадь, от Турции до Пакистана, но совсем не заглядывает в Россию, и именно поэтому Путин, предлагая использовать его совместно, ничего не теряет, а только выигрывает. Раздавались даже заявления о том, что Путин может разрешить США разместить там и радар Х-диапазона, который можно использовать как для высокоточного отслеживания курса ракет, так и для наведения противоракет на цель.
Ричард Леннер (Richard Lehner), представитель американского Агентства по противоракетной обороне (Missile Defence Agency), считает, что возможность размещения в Габале радара Х-диапазона могут обсудить российские и американские эксперты на специальной встрече, которую планируется провести до конца лета. Однако он тут же оговорился, что этот радар не сможет заменить более крупную, стационарную станцию, которую Пентагон хочет разместить в Чехии.
В целом практически никто из экспертов не уверен, что США и России удастся добиться реального сотрудничества.
Джеффри Льюис (Jeffrey Lewis), специалист по противоракетной обороне из фонда New America Foundation, автор популярного блога ArmsControlWonk, говорит, что он настроен скорее пессимистично, потому что обе стороны уже имели возможности для сотрудничества, в том числе и по совместному использованию радаров, и всегда эти возможности упускали.
Дмитрий Тренин, эксперт по России из Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), согласен с тем, что возможностей для реального сотрудничества по противоракетной обороне не так много. По его словам, предложение по Габале действительно только в том случае, если, приняв его, США откажутся от планов размещения объектов в Польше и Чехии, а Буш, а также министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates), уже успели ясно заявить, что препятствием для осуществления их планов это предложение не станет.
США положительно отнеслись к предложению по Габале в том числе потому, что расценили его как признание Россией того факта, что Иран представляет собой потенциальную угрозу. Российские же официальные лица говорят ровно об обратном: по их словам, предложение делалось как раз для того, чтобы США сами могли убедиться в том, что сегодня Иран не является фактором риска. И все же, считает Тренин, это предложение - признак перемены в отношении России к Тегерану.
- Изменение очень тонкое, поскольку в конечном итоге американцев приглашают вместе посидеть у окна и поглядеть на Иран. Американцы и русские будут вместе сидеть и смотреть, и после этого никто уже не сможет сказать, что русские на стороне Ирана. На месте персов я бы такому предложению со стороны Путина не очень обрадовался.
Один высокопоставленный представитель США заявил, что Пентагон надеется, что перед встречей президентов Путина и Буша в Мэне в начале июля сторонам удастся провести переговоры на уровне экспертов и 'полностью осознать' суть предложений Москвы.
- До [такой встречи] мы не будем знать всех параметров и не будем понимать, что возможно, а что невозможно. При этом я не исключаю, что мы найдем возможность сотрудничать с Россией по этому вопросу. Для этого и у них, и у нас немало причин.
Гораздо менее восприимчивы США оказались к идее Путина разместить противоракеты в Турции, Ираке или на боевых кораблях. По словам представителей АПО, Турция и Ирак находятся слишком близко к Ирану, чтобы перехватчики сумели 'поймать' запущенные оттуда ракеты. Идея с установкой противоракет на кораблях, где есть система 'Иджис', обсуждается гораздо интенсивнее. Главный представитель Республиканской партии в Комитете Палаты представителей по делам Вооруженных сил Дункан Хантер (Duncan Hunter) недавно заявил, что предложение Путина о размещении систем противоракетной обороны на морских носителях представляется 'перспективным', хотя и лишь 'дополнительным' к наземной базе противоракет в Польше.
- Оборонительные системы ВМФ на базе кораблей с 'Иджис' могут располагаться в черноморских портах Украины, России или Турции, - заявил Хантер.
Генерал Трей Оберинг (Trey Obering), директор АПО, заявил, что в настоящее время корабельная система 'Иджис' рассчитана на перехват ракет средней и меньшей дальности и сможет использоваться против межконтинентальных баллистических ракет дальнего радиуса действия, которые могут угрожать США, только после серьезной, дорогой и длительной доработки. Его противники утверждают, что иранская угроза все равно будет разрабатываться достаточно долго, и у США еще есть время.
Кроме этого, генерал Оберинг считает, что для реальной эффективности такой системы США придется развернуть ее на десятках кораблей. Однако несколько специалистов, ознакомившихся с исследованием, подготовленным производителем ракет для кораблей с 'Иджис' - компанией Raytheon, утверждают, что компания оценивает количество кораблей, необходимых для противостояния иранской угрозе с такой системой, всего в пять единиц. Представители Raytheon отказались от комментариев по этому вопросу.
Правительство Буша вынуждено преодолевать сопротивление не только в Москве, но и на Капитолийском холме. В Палате представителей принят закон о приостановке финансирования строительства объекта в Польше до тех пор, пока не будет достигнуто соответствующее соглашение с самой Польшей и не будет получено одобрение НАТО. Сенат, скорее всего, последует примеру нижней палаты, которая, кроме того, потребовала независимого изучения вопроса о размещении системы противоракетной обороны в Европе.
Председатель подкомитета Палаты представителей по делам стратегических сил Эллен Таушер (Ellen Tauscher), представляющая Демократическую партию и активнее всего выступающая за приостановку финансирования, полагает, что Пентагон должен садиться за стол переговоров с НАТО, а не с двумя ее членами на двусторонней основе. Аргумент о том, что системы ПРО будут строиться в Польше и Чехии для защиты Европы, ее также не убеждает.
- Реальная цель польского проекта - защита Соединенных Штатов, - заявила она на прошлой неделе.
Дэрил Кимбалл (Daryl Kimball), исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association), считает, что главная причина беспокойства русских по противоракетной обороне связана с переговорным процессом для принятия нового соглашения по ядерному оружию после 2009 года, когда завершится срок действия Договора о стратегических наступательных вооружениях. Если США к тому времени разработают собственную систему ПРО, и если договор СНВ перестанет действовать, а нового документа не будет принято (то есть возможности обеих сторон по проверке состояния ракетных арсеналов друг друга сократятся), считает Кимбалл, у Москвы появятся опасения, что США смогут нанести по ней 'сокрушительный первый удар'.
- По этой причине русские испытывают все большее беспокойство относительно действенности их собственного стратегического наступательного потенциала, - заявил он.
Еще один высокопоставленный американский чиновник рассказал, что в настоящее время Россия и США рассматривают возможность переговоров по новому соглашению взамен СНВ. При этом Россия заявляет, что оно должно носить юридически обязательный характер, а правительство Буша не хочет подписывать такой документ. И все же обе стороны надеются на принятие хотя бы совместной декларации по нераспространению оружия массового поражения на июльской встрече Путина и Буша в Кеннебанкпорте.
По этому поводу Белый дом также попал под огонь парламентской критики. Ричард Дж. Лугар (Richard G. Lugar), главный республиканец в Комитете сената по международным отношениям, недавно написал госсекретарю Кондолизе Райс (Condoleezza Rice) письмо, в котором упрекнул правительство в нежелании готовить серьезный документ на смену СНВ. Спецслужбы также выразили недовольство этим. По заявлениям их представителей, у них будет меньше возможностей отслеживать состояние российского ракетного арсенала, если по истечении срока действия СНВ не будет принято никаких новых документов.
_________________________________
Под прицелом критики - система ПРО ("The Conservative Voice", США)
Добро пожаловать на наш ржавый и грязный радар ("The International Herald Tribune", США)