На этой неделе председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) высказал здравую мысль о том, что переговоры по реорганизации Европейского Союза не могут начинаться с чистого листа каждый раз, когда в одном из государств-членов меняется правительство.
Но именно это пытается сделать (не совсем) новый президент Польши Лех Качиньский на пару со своим братом-близнецом Ярославом Качиньским, настойчиво требуя накануне саммита ЕС, чтобы Польша имела в ЕС почти такое же право голоса, как Германия, население которой гораздо больше. Продолжая стоять на своем, они могут заблокировать принятие крайне необходимого конституционного договора, подтвердив сомнения всех тех, кто не верит в способность Европы к реальному объединению.
Усилия по спасению всего лучшего, что было в конституционном договоре, отвергнутом два года назад на референдумах во Франции и в Нидерландах, возглавила канцлер Германии Ангела Меркель. Меркель знает, как перехитрить коллег, для которых главное - предстать перед электоратом в выгодном свете. Она благоразумно настояла на устранении всех внешних атрибутов европейской федерации (в том числе, неправильного термина 'конституция'), надеясь успокоить тех, кто опасался, что цель Брюсселя - лишить государства-члены всех их суверенных полномочий.
Вместо этого, в новом проекте договора делается упор на реформы, необходимые для повышения эффективности и прозрачности расширенного союза - такие, как увеличение срока председательства, более сплоченная внешняя политика, хартия о фундаментальных правах и минимализация возможности вето со стороны стран-членов.
Меркель обрела энергичного союзника в лице Николя Саркози, нового президента Франции. Но уходящий вскоре в отставку премьер-министр Британии Тони Блэр не столь полезен, так как он выступает против нововведений, которые, по его мнению, ущемляют права Британии в области внешней политики, обычного права, трудового и социального законодательства. Мы надеемся, что в последние дни на посту премьер-министра - его преемник Гордон Браун возглавит правительство уже на следующей неделе - Блэр будет способен на творческий компромисс и вместе с Меркель и Саркози не позволит Польше заблокировать столь нужные реформы.
Учитывая такие сегодняшние вызовы, как терроризм, глобальное потепление, усиление антидемократических тенденций в России и ядерные амбиции Ирана, Европе нужен сильный союз с Соединенными Штатами, а Соединенным Штатам - сильный европейский партнер.
__________________________
Старый Свет вдруг начал молодеть ("The Economist", Великобритания)
'Европа в плену русофобии' ("SME", Словакия)