Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В свое время Франция подарила нам Статую Свободы. Теперь пришел черед России: она преподнесла нам монумент, посвященный 'борьбе с мировым терроризмом' - еще один 'единственный в своем роде' памятник размера XXL. Если вы его еще не видели, значит, вам в последнее время не приходилось добираться до Нью-Йорка по воде

В свое время Франция подарила нам Статую Свободы. Теперь пришел черед России: она преподнесла нам монумент, посвященный 'борьбе с мировым терроризмом' - еще один 'единственный в своем роде' памятник размера XXL. Если вы его еще не видели, значит, вам в последнее время не приходилось добираться до Нью-Йорка по воде. Взорам пассажиров кораблей, проплывающих через пролив Нэрроуз, разделяющий Бруклин и Стейтен-Айленд, российский подарок теперь открывается гораздо раньше, чем 'леди Свобода'.

По словам автора памятника, московского скульптора Зураба Церетели, это входило в его замысел. Монумент 'борьбе против мирового терроризма' установлен в городке Байонна (штат Нью-Джерси), на краю длинного искусственного полуострова, и издали напоминает гигантский крекер, поставленный на попа. Приближаясь, вы начинаете различать разлом в середине плиты, внутри которого подвешена огромная капля из нержавеющей стали - 'Слеза скорби'. После этого вы понимаете, что перед вами - не просто печенье из бронзы весом в 175 тонн.

По словам Церетели, вдохновение посетило его 11 сентября 2001 г. 'Я видел, как люди собираются у американского посольства, - рассказал он в недавнем телефонном интервью из Москвы. - Из глаза у меня скатилась слеза: она и подсказала мне идею памятника'. Церетели - невероятно плодовитый семидесятитрехлетний скульптор - вылетел в Нью-Йорк, побывал на том месте, где стояли 'башни-близнецы', и решил, что для монумента оно не подходит. Он решил 'продать' идею властям одного из пригородов Нью-Йорка - Джерси-Сити. Мэру городка проект монумента очень понравился.

Но затем мэр скончался, и на поверхность всплыли возражения против предполагаемого памятника. Так, Ассоциация деятелей искусства Джерси-Сити назвала его 'бестактной и помпезной попыткой самовозвеличивания со стороны одного из наиболее беззастенчивых саморекламщиков в мире'. Проект был приостановлен. Все это произошло в 2004 г. Затем выяснилось, что свои услуги в качестве места для мемориала жертвам терактов 11 сентября готов предложить другой пригород Нью-Йорка - Байонн. Правда, мэрия городка могла выделить на эти цели не больше 40000 долларов. Ничего страшного, заверил Церетели. Он сам оплатит все расходы на памятник 'борьбе с терроризмом'.

На фоне головокружительной карьеры Церетели неприятности в Джерси-Сити выглядят лишь мелкой неудачей. (Как-то раз его недруги попытались взорвать стометровый монумент Петру Великому, выполненный в виде гигантского парусника, возвышающийся в центре Москвы). Церетели разрабатывал интерьеры для советских посольств по всему миру, стал лауреатом Ленинской премии, получил звание Народного художника СССР. Он отвечал за художественное оформление во время Московской Олимпиады. В его честь названа малая планета - где-то между Марсом и Юпитером. Он занимает пост президента Российской Академии Художеств, а в московской Галерее Зураба Церетели сегодня красуется статуя Владимира Путина - президент изображен босиком, в дзюдоистском кимоно, и вид имеет бравый.

Уже не первый десяток лет никому из приезжающих в Россию глав государств или знаменитостей не удается спастись от внимания энергичного скульптора. Маргарет Тэтчер, Мать Тереза, президент Буш-старший, Лайза Минелли - всем им нашлось место в его галерее. Посещая Белый дом вместе с Борисом Ельциным вскоре после кончины матери Билла Клинтона, Церетели вложил в руку американского президента ее миниатюрный портрет на дощечке из слоновой кости. Клинтон, как сообщалось, был глубоко растроган, и теперь портрет украшает каминную полку его дома в Чаппакуа.

Церетели - маленького роста, плотный и крепкий, как бычок. О его энергии и обаянии ходят легенды. Скептики, тем не менее, интересуются, каким образом он добывает дорогие металлы для своих скульптур - например, особым образом отполированную нержавеющую сталь для сорокафутовой 'Слезы скорби'. Когда мы спросили его об этом в телефонном интервью, это спровоцировало довольно горячую, судя по голосам, дискуссию на русском между Церетели и его внуком Василием, который подключился к разговору из Венеции, выступая в роли переводчика. Наконец, Василий ответил: 'С военного завода, где делали самолеты. В Дзержинске - это закрытый город'.

А как насчет финансирования монумента? (Утверждается, что он обошелся в 12 миллионов долларов). 'Деньги выплатил мой дед', - пояснил Василий.

Однако, заметили мы, надпись на черном гранитном камне, установленном возле мемориала, гласит: 'Дар народа России - Владимир Путин'. (Российский президент присутствовал при закладке памятника).

Новая дискуссия: кажется, раздражение нашего московского собеседника усиливается. Наконец отзывается Василий: 'Он - государственный служащий, и многое делает от имени российского правительства'.

Сегодня на здании склада рядом с памятником висит большой плакат: Путин и президент Джордж У. Буш стоят лицом к лицу, а между ними надпись - 'Посвящается борьбе с мировым терроризмом'. На подножье памятника высечены имена жертв терактов 11 сентября, а также погибших при взрыве во Всемирном торговом центре в 1993 г. У постамента одиннадцать граней, а ведут к нему девять дорожек. Утверждается, что 'Слеза скорби' расположена на одной линии с тем местом на противоположном берегу, где стояли башни. Недавно, солнечным днем, к мемориалу подъехала машина. Оттуда вышли двое - житель Байонна и его сын-студент, приехавший на каникулы. Они обошли постамент, читая имена. На одно из них отец указал носком ботинка: 'Смотри-ка, вот Ноули'. Мы спросили, что он думает о памятнике, отец глянул вверх, прикрывая глаза рукой от нестерпимого блеска 'Слезы Скорби', и произнес: 'Впечатляет'.