Генри Форд сказал бы: выбирайте себе в партнеры кого хотите, но при условии, что этот партнер - 'Газпром'*. Форд знал, что у него - как и у нынешней российской власти - в арсенале достаточно рычагов, чтобы диктовать не все, но некоторые условия своих сделок. Так что, хотя решение 'ТНК-BP' уступить 'Газпрому' контрольный пакет акций Ковыктинского газового месторождения, конечно, автоматически сужает перспективы ее участия в газовой промышленности России, это все равно цена, которую стоит заплатить за то, чтобы сохранять плацдарм в этой стране и начинать переговоры по новым объектам. Собственно, об этом говорит и динамика курса акций ВР, которые вчера поднялись в цене.
У ВР, как и у других западных компаний, есть опыт и технологии, которые нужны русским. Это понятно. Эффект, который получит ВР от проведения такого 'взаимозачета' и образования международного предприятия, просчитать гораздо сложнее - особенно если учитывать, что 'Газпром' 'согласился' вступить в партнерские отношения и с ВР, и с ее конкурентами. Что же касается утверждений о том, что весь ряд последних соглашений, подписанных под неслабым давлением, закладывает прочный фундамент для инвестиций в российский ресурсный сектор, то такой взгляд, конечно, весьма оптимистичен и опирается на один весьма убедительно доказанный факт - а именно, что переговорная позиция Москвы по-настоящему сильна, но также и на одно предположение - что в будущем Москва этой позицией сможет умно распорядиться.
* 'И вот в 1909 году как-то утром, никого не предупреждая, я объявил, что с этого момента мы будем производить только одну модель, что это будет 'Модель Т', и что шасси для всех ее модификаций будет совершенно одинаковое. По поводу цвета я заметил: 'Потребитель имеет право иметь машину какого угодно цвета, если этот цвет - черный'
Форд, Генри (1863-1947) - 'Моя жизнь и работа' (My Life and Work). (Вернуться к тексту статьи)
_____________________________________
Россия может отобрать у British Petroleum Ковыктинский проект ("The Wall Street Journal", США)