Лучше пересидеть одну игру на скамейке, чем вовсе вылететь из команды. У ВР с самого начала не было шансов сохранить Ковыктинское месторождение - слишком богатое и, в точности как попавший в свое время в руки Shell участок 'Сахалин-2', слишком легко выигранное за засаленным ломберным столом ельцинского ковбойского капитализма.
Это месторождение - монстр, спящий в снегах Сибири. Его запасов хватило бы, чтобы питать газом всю Великобританию в течение двух десятилетий, но сегодня оно не стоит практически ничего, поскольку расположено там, где ресурсов много, а людей и промышленности - отчаянно мало. В принципе, покупатель на газ уже найден - это Китай, и Пекин просто спит и видит во сне газ с Ковыкты. Однако Кремль не торопится давать Китаю топливо, которое позволит тому еще более укрепиться на позициях азиатского экономического лидера. В истории отношений между двумя странами немало ссор и споров; Москву беспокоит и иммиграция китайцев в Сибирь. Как бы ни ругался Кремль с Европой, Россия все равно смотрит на Запад. Даже сегодня она строит трубопроводы в Европу, а не в Азию, так что не исключено, что ВР не стоило столь самоуверенно разыгрывать китайскую карту.
Как бы там ни было, новый глава ВР, похоже, умеет отделять главное от второстепенного. Главное - что 'ТНК-BP' выжила, потому что сегодня без своего российского СП британская компания имела бы чрезвычайно бледный вид. Если в портфеле активов ВР и остались какие-то резервы роста, то все они сосредоточены в России, и без них в прошлом году ВР не удалось бы добиться замещения добытых запасов. Если потеря Ковыкты - это та цена, которую нужно заплатить за то, чтобы продолжать пахать российские поля, то ее нужно заплатить.
__________________________________
ВР: самый лучший компромисс ("The Financial Times", Великобритания)
Россия может отобрать у British Petroleum Ковыктинский проект ("The Wall Street Journal", США)