Российский президент Владимир Путин сделал все возможное, чтобы продемонстрировать, как планы строительства нового газопровода на юго-востоке Европы стоимостью 10 миллиардов евро принесут выгоду европейским потребителям.
'Россия как мировой лидер в добыче нефти и газа готова сделать все возможное, чтобы решить энергетические проблемы региона', - заявил он на встрече 10 руководителей балканских государств в Хорватии. Заявление прозвучало вскоре после того, как российская компания 'Газпром' и итальянский энергетический концерн Eni объявили о новом газом проекте.
О том, насколько эта амбициозная схема будет выгодна для России, Путин говорил менее охотно. Однако ясно, что Кремль надеется не только на коммерческие, но и на политические дивиденды. Действительно, выгодность проекта трудно обосновать только финансовыми соображениями. Газопровод 'Южный поток' должен протянуться по дну Черного моря с юга России в Болгарию, составив по протяженности 3200 километров. После этого он может пойти в одном из двух либо в обоих направлениях: один через Грецию и Адриатику на юг Италии, а другой через Балканы на север этой страны.
Все государства этого региона смогут получать более дешевый газ путем расширения существующей газопроводной сети, в первую очередь, в дополнение к трубопроводной системе 'Голубой поток', проходящей по дну Черного моря из России в Турцию, а также к старой ветке 'Союз', являющейся самым крупным газопроводом с востока на запад и пролегающей по территории Украины.
Но руководитель отдела по изучению газовых ресурсов Оксфордского института энергетических исследований профессор Джонатан Стерн (Jonathan Stern) говорит: 'Он крайне дорог. Как только они начнут считать, во что это может вылиться, они могут передумать'.
Тем не менее, 'Газпром' твердо намерен снизить свою зависимость от восточноевропейских стран-транзитеров в попытке получить доступ на рынки Евросоюза. Идея 'Южного потока' возникла после утверждения вызвавшего острые споры проекта 'Северный поток'. Этот трубопровод должен будет соединить Россию и Германию, пройдя по дну Балтийского моря в обход стран Балтии и Польши. 'Южный поток' позволит России поставлять газ на юго-восток Европы без использования украинского газопровода. Также снижается и зависимость от Турции, поскольку отпадает необходимость создавать новые ответвления от 'Голубого потока'.
'Южный поток' также поможет России усилить свое экономическое влияние в юго-восточной Европе. Крупными инвесторами могут стать российские компании, особенно при строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис стоимостью 1 миллиард евро, который пройдет по территории России, Болгарии и Греции. По словам Путина, российские инвесторы заинтересованы и в других энергетических проектах, в том числе в тех, которые связаны с созданием газохранилищ, распределением газа и снабжением электроэнергией.
'Южный поток' также приведет к укреплению партнерства между 'Газпромом' и Eni, о чем было объявлено в прошлом году, когда Италия продлила долгосрочные контракты с Россией на импорт газа и дала согласие на то, чтобы 'Газпром' продавал газ напрямую итальянским потребителям.
Две эти компании сотрудничают в Сибири, где Eni может получить доступ к огромным месторождениям 'Газпрома'.
Проект 'Северный поток' в штыки встретила Польша, опасающаяся, что газ теперь пойдет в обход польских транзитных трубопроводов, в том числе, нового трубопровода с западно-сибирского Ямала в Европу.
На юго-востоке континента Россия вряд ли столкнется с такими трудностями. Москва традиционно является союзницей православных христианских государств, к которым относятся Сербия, Болгария и Греция. Кроме того, весь этот регион, получающий сегодня газ практически полностью через Украину, почувствует себя в большей безопасности, получив второй маршрут - пусть даже этот маршрут тоже идет из России.
Приветствуя проект 'Южный поток', Европейская комиссия заявила: 'Безопасность поставок состоит не только в получении новых поставщиков. Она также заключается в создании новых маршрутов поставок'.
___________________________________________________________
План строительства газпромовского трубопровода вызывает тревогу ("The Wall Street Journal", США)