Аудиторская фирма PricewaterhouseCoopers (PwC) утверждает, что руководство обанкротившейся нефтяной компании ЮКОС лгало о финансовых операциях и сделках с третьими сторонами, которые проводились через ее основные трейдинговые компании. PwC сообщила об этом в своем письме, объяснив данными причинами свое решение об отзыве материалов аудиторских проверок ЮКОСа за десять лет.
Письмо было направлено 15 июня на имя ликвидатора ЮКОСа после длительного давления на аудиторскую компанию со стороны государства. В этом письме PwC заявляет, что руководство ЮКОСа лгало аудиторам, утверждая, что главные трейдинговые структуры компании - Baltic Petroleum, South Petroleum и Behles не являются их дочерними подразделениями.
'Руководство компании много раз заявляло нам, что [эти компании] не являются заинтересованными сторонами', - сообщается в письме, копию которого первой получила российская газета 'Ведомости'. Во время уголовного расследования деятельности компании прокуратурой PricewaterhouseCoopers получила информацию, показывавшую, что [эти компании] 'контролируются акционерами Group Menatep Limited и используются в их интересах'. Трейдеры Baltic Petroleum, South Petroleum и Behles торговали нефтью ЮКОСа с 1995 по 1999 годы. Компания Group Menatep является держателем контрольного пакета акций ЮКОСа.
В письме PwC также сообщается, что руководство не предоставило аудиторской фирме достаточной информации о том, являлись ли сделки, проводившиеся ЮКОСом через российские юридические лица, сделками между независимыми и незаинтересованными партнерами. Оно также не раскрыло в достаточном объеме информацию о 'значительных выплатах' компаниям, находившимся в собственности акционеров банка 'Менатеп', который обанкротился в результате финансового кризиса в августе 1998 года.
Компания PwC ранее заявляла, что подтверждает результаты своих аудиторских проверок ЮКОСа и его внутренних трейдинговых структур, о которых говорится в письме. Аудиторская фирма утверждала, что подобные схемы деятельности не противоречили налоговому законодательству России и основывались на стандартной практике того времени.
Внезапный разворот PwC на 180 градусов произошел после нескольких месяцев давления со стороны государства. В этот период московское представительство PricewaterhouseCoopers подверглось в марте обыску милиции, в ходе которого были изъяты документы. В адрес фирмы звучали угрозы об отзыве лицензии на деятельность в России. PwC также ведет борьбу с постановлением суда, в котором заявлено о тайном сговоре фирмы с ЮКОСом в целях предъявления фальшивых счетов. Кроме того, против аудиторской компании возбуждено уголовное дело о недоплате налогов.
Представитель PricewaterhouseCoopers заявил, что отзыв материалов аудиторских проверок не имеет ничего общего с давлением на фирму.
Отмеченные аудиторской фирмой детали почти полностью совпадают с содержанием обвинения, выдвинутого в этом году против находящегося в заключении основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского. В нем говорится, что Ходорковский присвоил более 32 миллиардов долларов средств компании, действуя через указанные трейдинговые схемы, а затем отмывая полученные доходы.
Адвокаты ЮКОСа заявляли, что обвинение основано на базовом несоответствии объединенной отчетности по американским принципам бухгалтерского учета GAAP и российским нормам бухгалтерского учета, которые не предусматривают включение соответствующих трейдинговых структур в учеты компании.
Бывший президент ЮКОСа Стивен Тиди (Steven Theede) и бывший финансовый директор компании Брюс Мизамор (Bruce Misamore) выступили с заявлением, в котором отметили 'невероятность' наличия какой-либо новой информации, к которой PwC не имела доступа. 'Предоставленная PwC информация была полной, правильной и даже чрезмерной. PwC имела полный доступ к компании и ее дочерним подразделениям; она регулярно проверяла их финансовую благонадежность и проводила аудиторские проверки их работы', - отметили в своем заявлении Тиди и Мизамор.
Защищавший Ходорковского адвокат-специалист по международному праву Роберт Амстердам (Robert Amsterdam) отмечает, что PricewaterhouseCoopers вместе с ЮКОСом создавала большую часть этих торговых структур, обеспечивая их соответствие как российским, так и международным нормам бухгалтерского учета.
По словам Амстердама, решение PwC об отзыве аудиторских материалов является уникальным. 'Это не имеет ничего общего со стандартной практикой, - сказал он. - Мы говорим о ситуации, в которой у аудитора под дулом пистолета отнимают документы, а затем, когда возникает угроза его лицензии, этот аудитор внезапно решает отозвать результаты своей десятилетней работы'.
Бывший вице-президент ЮКОСа Александр Темерко заявил, что PricewaterhouseCoopers поддалась давлению со стороны Кремля. 'Хуже для собственной репутации компания ничего сделать не могла, - говорит он. - Ее аудиты практически ничего не стоят, если она отказывается от них под давлением'.