Предложение Владимира Путина предоставить расположенную в Азербайджане радиолокационную станцию советской эпохи для использования в качестве элемента противоракетной обороны, предназначенной для защиты от стран-изгоев, было неожиданным не только для Соединенных Штатов, но и для Ирана.
Американо-российские отношения резко обострились из-за планов администрации Буша (Bush) защититься от возможной ракетной атаки Ирана посредством размещения десяти ракет-перехватчиков в Польше и радара в Чешской Республике. Кремль заявил, что в будущем эти базы могут стать основой для более крупной системы противоракетной обороны, направленной против России. Однако администрация Буша не захотела отказываться от своих планов ради предотвращения дальнейшего ухудшения взаимоотношений с Россией. Вместе с тем, предложение Путина использовать азербайджанский радар в качестве элемента совместной американо-российской системы противоракетной обороны является попыткой как раз не допустить ухудшения отношений, а также попыткой не дать Соединенным Штатам построить эту систему - против которой у Москвы имеется множество возражений - в Польше и Чехии.
Министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) уже заявил, что Соединенные Штаты не примут предложение Путина, если это будет означать отказ от планируемого размещения баз в Польше и Чехии. Но является ли это мудрым решением? Ведь предложение Путина является ясным подтверждением того, что Москва тоже считает Иран угрозой и хочет защититься от атак с его стороны. Вашингтон очень долго проявлял недовольство близкими взаимоотношениями России с Тегераном. Сделав подобное предложение, Путин четко дает понять, что теперь он хочет ослабить связи с Ираном в обмен на улучшение отношений с Соединенными Штатами.
Несомненно, именно так многие иранцы воспринимают предложение Путина. Меджлис (парламент) Ирана уже подверг критике его предложение. Некоторые иранские комментаторы считают, что Москва пытается улучшить свои отношения с Западом за счет ухудшения отношений с Ираном. Иранский министр иностранных дел попытался сделать хорошую мину, преуменьшив важность российского предложения. Но даже в этом случае его представитель отметил, что "мы поднимем данный вопрос в следующих переговорах с Москвой".
Не должны ли Соединенные Штаты хотя бы рассмотреть предложение Путина? Многие выдвинули аргументы в пользу того, что этого делать не нужно. Некоторые заявили, что российский радар в Азербайджане слишком устарел, что он располагается слишком близко к Ирану и не сможет обеспечить покрытие всей территории этой страны в отличие от радара в Чехии, который будет располагаться гораздо дальше, и что США не могут и не должны полагаться на Россию, когда речь заходит о безопасности Европы и Америки.
Однако на каждое из этих заявлений имеются убедительные контраргументы. Хотя российский радар в Азербайджане действительно может быть слишком старым и может располагаться слишком близко к Ирану, чтобы быть полезным, современные американские системы противоракетной обороны - как показали многочисленные тесты - тоже являются в высшей степени ненадежными. В связи с этим нельзя быть уверенным, что система противоракетной обороны, которую администрация Буша хочет разместить в Польше и Чехии, будет работать.
В добавление к этому, общественное мнение в Польше и Чешской Республике выступает против планов Буша. Следовательно, попытки претворить их в жизнь могут не укрепить альянс этих стран и Европы в целом с США, а наоборот, ослабить его.
Наконец, неизвестно, действительно ли Иран располагает возможностью осуществить ракетное нападение на Запад, или сделает ли он это в том случае, если будет способен. Насколько дикими ни были бы многие заявления президента Ирана Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad), очень вероятно, что он понимает, что подобное нападение повлечет за собой немедленный и сокрушительный ответный удар.
Все это вновь заставляет обратиться к вопросу о том, можно ли полагаться на Россию в деле обеспечения европейской и американской безопасности. Из-за того, что системы противоракетной обороны не особенно надежны и из-за того, что Иран скорее всего не будет запускать свои ракеты из опасений сокрушительного возмездия, надежность России не особенно важна. С другой стороны, ухудшение российско-иранских взаимоотношений, которое может произойти из-за американо-российского сотрудничества в сфере противоракетной обороны, предназначенной непосредственно для защиты от Ирана, сделает это сотрудничество еще более ценным.
Так как российско-американская система противоракетной обороны не будет особенно надежной, Тегеран будет больше обеспокоен не ею, а самим фактом сотрудничества России и Америки в противостоянии ему. Одной этой причины достаточно для того, чтобы Соединенные Штаты не отвечали отказом на предложение Путина.
Марк Н. Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)
___________________________________________________________
Не оставляйте предложение Путина по ПРО без внимания ("The Wall Street Journal", США)
Эксперты не верят в российско-американское сотрудничество по ракетной проблеме ("The Financial Times", Великобритания)