June 27, 2007; Page A13
Отравление Александра (Саши) Литвиненко в Лондоне в ноябре прошлого года продемонстрировало, что за фасадом доброжелательной новой России по-прежнему скрывается старый монстр советской 'империи зла'. В свои предсмертные минуты Саша сказал, что за его убийством стоит Владимир Путин. Но на следующей неделе президент Буш будет принимать Путина и его чету в своем семейном поместье в штате Мэн в попытке восстановить нанесенный их взаимоотношениям ущерб. Будучи другом и вдовой Саши, мы считаем необходимым высказать свое мнение от его имени.
Обвинения Саши были основаны на опыте его личного знакомства с Путиным и глубоком знании той среды, которую тот представляет - секретной службы ФСБ, взращенной на почве старого КГБ. Эта служба взяла российское государство в заложники после прихода к власти Путина. Когда Саша умер, детективы Скотланд-Ярда нашли целый ряд доказательств. Саша был убит полонием-210. Это радиоактивное вещество, которое производится в России на объекте в Сарове - на родине советского ядерного оружия.
Оставленный убийцами радиоактивный след показал, что наиболее вероятным исполнителем преступления является Андрей Луговой. Великобритания предъявила ему обвинение и передала дело в суд, а также потребовала экстрадиции Лугового. Однако Путин отказался выдать Лугового британским властям и назвал просьбу об экстрадиции 'глупостью'. Его вызывающее поведение вполне понятно. У Лугового не было ни мотива, ни доступа к полонию. Если этот человек заговорит, он может назвать имена тех, кто послал его на такое смертельное задание.
Один из возможных мотивов убийства разоблачает пропаганда самого Кремля. Состоит он в том, чтобы сфабриковать обвинение против Сашиных друзей-эмигрантов - магната-диссидента Бориса Березовского и чеченского лидера Ахмеда Закаева. Отказ британских судов передать этих людей России вызвал у Путина раздражение, трансформировавшееся в настоящую навязчивую идею. Он назвал их террористами и ввел в действие закон, разрешающий ФСБ уничтожать 'экстремистов' за рубежом. Даже сегодня, несмотря на доказательства в виде полония, Кремль продолжает обвинять Сашиных друзей в его убийстве. Это настоящая кампания дезинформации, которая попахивает старыми методами КГБ - точно так же, как и само убийство.
Кто-то говорит, что убийство Саши могло стать делом рук 'злых сил' в самой ФСБ, которые действовали без официальных санкций. Да, у ФСБ была к Саше давняя неприязнь, потому что он собрал доказательства, указывающие на причастность этой службы к взрывам жилых домов в 1999 году, которые спровоцировали чеченскую войну и могли помочь Путину получить президентское кресло. Но оперативники ФСБ не имеют доступа к полонию - это недолговечный изотоп, и производится он российским атомным министерством.
Для передачи полония ФСБ потребовалось бы разрешение вышестоящих органов на уровне кремлевской администрации. Конечно, сам Кремль тоже находится под контролем бывших сотрудников ФСБ, поэтому трудно провести грань между 'злыми силами' и 'империей зла'. Все это не доказывает личной причастности Путина к совершению преступления, однако вина за убийство Саши совершенно определенно ложится на Кремль.
Когда Буш будет угощать Путина семейным обедом, он наверняка проигнорирует подобные соображения, и вместо этого будет полагаться на свои собственные впечатления от души гостя, в которую он, как всем известно, заглянул несколько лет назад. С тех пор он часто использовал этот аргумент при формировании политики в отношении России. Однако на этот раз проблема заключается в другом. Убийство неопровержимо. И президент не может признать даже ничтожно малое подобие возможности, что слова Саши могли быть правдой. Встречаясь с Путиным, он должен полностью сбросить со счетов эти слова, полоний и здравый смысл.
Но поступая таким образом, он отметает прочь и аспекты безопасности, связанные с полонием. Представьте себе такую картину: где-то в глубине России ученые в секретных лабораториях разрабатывают и испытывают радиоактивные отравляющие вещества, которые можно использовать против людей. Полоний так же токсичен, как и сибирская язва: одного грамма этого вещества достаточно, чтобы убить миллион людей. Саша получил смертельную дозу, сделав глоток чая из чашки, в которой было достаточно полония, чтобы убить сотни людей. Заражение в Лондоне и пригородах получили, ни много ни мало, 700 ни в чем не повинных посторонних людей.
Что это, как не ядерный терроризм? Полоний является идеальным материалом для изготовления 'грязной бомбы'. Если Кремль использовал его один раз, почему бы ему не использовать его снова? Почему бы не передать это вещество кому-то еще, когда это нужно для достижения его целей?
Учитывая ту постоянную поддержку, которую оказывает Путину американский президент, маловероятно, что убийцы Саши в ближайшем будущем предстанут перед судом. Мы можем только надеяться, что следующая администрация будет менее наивна и увидит ту опасность, которая исходит от режима, использующего радиоактивное химическое оружие в центре столицы западного государства. Это было бы и данью справедливости для Саши.
Алекс Гольдфарб и Марина Литвиненко являются авторами книги 'Death of a Dissident: The Poisoning of Alexander Litvinenko and the return of the KGB' ('Смерть диссидента. Отравление Александра Литвиненко и возвращение КГБ'), изданной Free Press.
* 'Я обвиняю' (фр. 'J'accuse') - статья французского писателя Эмиля Золя, опубликованная в ежедневной газете 'Аврора' (фр. 'L'Aurore') 13 января 1898.
Она была написана в форме открытого письма, адресованного президенту Франции Феликсу Фору, и обвиняла французское правительство в антисемитизме и противозаконном заключении в тюрьму Альфреда Дрейфуса. Золя указывал на предвзятость военного суда и на отсутствие серьезных улик. Письмо было напечатано на первой странице газеты и вызвало ажиотаж как в самой Франции, так и далеко за ее пределами. Золя был обвинен в клевете и осужден 23 февраля 1898 г. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию. Он смог вернуться во Францию лишь после самоубийства и бегства двух главных фигур дела Дрейфуса летом 1899 года.
___________________________________________________________
Отравленный диссидент ("The Washington Times", США)
Позорное молчание ("New Statesman", Великобритания)