Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин широко улыбались с огромного плаката, висевшего на въезде на территорию каспийского морского курорта, где лидеры Казахстана и России проводили в мае семидневные переговоры по проблемам энергетики.
Эти люди радовались по поводу заключения соглашения о строительстве нового газопровода, который будет проложен через Центральную Азию в Россию и даст Казахстану дополнительные экспортные возможности, в то же время усиливая российский контроль над газом этого региона, что является одной из главных целей Путина в сфере энергетики.
Назарбаев публично пообещал президенту Путину, что Россия всегда будет основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти.
Официально Казахстан проводит курс на строительство трубопроводов во всех направлениях. Однако Назарбаев прагматик. Добыча нефти и газа в Казахстане в течение следующих нескольких лет существенно увеличится, а России принадлежат все выходящие с территории этой республики крупные трубопроводы.
Нефтяной аналитик из компании 'Тройка Диалог' Валерий Нестеров говорит следующее: 'Если Казахстан хочет стать частью глобальной экономики, ему придется диверсифицировать свои экспортные маршруты перекачки энергоресурсов. Но пока Россия является просто самым полезным для него транзитером'.
Назарбаев, Путин и новый президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов утвердили планы прокладки нового газопровода из Туркменистана через Казахстан в Россию во время переговоров в нефтяной столице Туркменистана Туркменбаши - городе на побережье Каспия.
Три руководителя также договорились увеличить мощность существующего трубопровода, который проходит через Центральную Азию в Россию - единственный крупный рынок сбыта экспортного газа этого региона.
Подписанные в Туркменбаши соглашения стали поражением для США и Евросоюза, которые призывали Казахстан и Туркменистан построить трубопровод на запад через Каспийское море в направлении Турции, что дало бы Европе возможность получать газ из нероссийских источников.
Однако Казахстан довольно прохладно отнесся к идее строительства транскаспийского трубопровода, если не сказать большего. Этот проект натолкнулся на огромные политические и экономические препятствия. Официальные представители Казахстана предупредили, что морские трубопроводы вряд ли будут строиться до тех пор, пока все пять прибрежных государств Каспийского моря не согласуют его новый юридический статус.
Крупные нефтяные компании Запада не хотят финансировать строительство каспийского трубопровода, пока не получат доступ к мощным газовым запасам Центральной Азии и гарантированные рынки в Европе. Руководитель отдела по изучению газовых ресурсов Оксфордского института энергетических исследований профессор Джонатан Стерн (Jonathan Stern) называет транскаспийский газопровод 'отвлекающим маневром'.
'Для его заполнения нет газа, для его финансирования нет денег. Нет и непосредственного рынка, который этот газопровод мог бы обеспечивать', - говорит он.
В ближайшей и среднесрочной перспективе Китай представляет собой более реального претендента на казахстанский газ, нежели Европа. КНР предложила импортировать из Казахстана 20 миллиардов кубометров газа в год, а также финансировать строительство газопровода для его транспортировки в восточном направлении. Китайцы уже вложили более 700 миллионов долларов в прокладку нефтепровода из центрального Казахстана в Китай.
Профессор Стерн отмечает: 'Суть трубопроводной игры в Казахстане сводится к тому, кто первым сможет проложить трубу. Китай это может. Если Китай усмотрит стратегическую необходимость в строительстве трубопровода, он его построит, не задумываясь о капитальных затратах, графиках риска и коэффициенте окупаемости капиталовложений'. Трубопровод из Казахстана в КНР стал бы последним звеном масштабной сети, забирающей газ из Узбекистана и Туркменистана, где Китай также провел переговоры о газовом импорте. Казахстан многое может выиграть в экономическом и политическом плане, если по его территории пройдут транзитные трубопроводы. Новые маршруты в Россию и Китай принесут ему значительные доходы от транзита и дадут стране рычаг влияния на своих южных соседей.
'Для Назарбаева выгодно выступать за прокладку стратегически важных трубопроводов по территории Казахстана, поскольку он стремится стать политическим лидером и посредником в Центральной Азии', - говорит старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Марта Брилл Олкотт (Martha Brill Olcott).
Казахстан уже предпринял определенные шаги по созданию экспортных маршрутов для нефти, которые минуют российскую территорию. В прошлом году начал работать новый экспортный нефтепровод, протянувшийся из центральной части Казахстана в Китай. Со временем эта ветка может быть продлена, чтобы забирать топливо с мощных месторождений, расположенных недалеко от Каспия.
Казахстан заключил общее соглашение с Азербайджаном, по которому он получает возможность для перекачки своей нефти через новый трубопровод, проложенный British Petroleum из Азербайджана через Кавказские горы на средиземноморское побережье Турции. Пока это единственный крупный экспортный маршрут из каспийского региона, который полностью обходит Россию стороной.
На Каспии уже ведутся работы по расширению нефтяного порта Актау, через который экспортная нефть из Казахстана во все больших объемах будет перевозиться в Азербайджан для ее дальнейшей транспортировки по железной дороге на черноморское побережье. Все больший объем нефти также экспортируется из Актау в Иран. Однако транскаспийский маршрут не идеален. Море в районе Актау слишком мелкое, чтобы порт мог принимать крупные танкеры. А специальный флот танкеров-челноков для перевозки нефти в больших объемах пока не построен.
После встречи с Путиным в столице Казахстана Астане Назарбаев заявил, что Россия и впредь будет главным маршрутом для транспортировки казахстанских энергоресурсов на мировые рынки.
Эти слова (а именно их хотел услышать Путин) прозвучали после длительного торга из-за давно откладываемого проекта по расширению экспортной системы Каспийского трубопроводного консорциума с запада Казахстана до российского черноморского побережья.
Это единственный экспортный трубопровод на российской территории, который находится в частной собственности. Он является главным маршрутом для перекачки энергоресурсов с гигантского Тенгизского месторождения в Казахстане, где консорциум во главе с компанией Chevron вот-вот удвоит объемы добычи.
Россия хочет, чтобы поставщики из консорциума платили более высокие тарифы. Кроме того, она отказывается предоставить возможность для расширения данного трубопровода, пока не будет построена новая трубопроводная ветка с черноморского побережья России через Болгарию и Грецию в Адриатику - в обход перегруженных морских путей турецкого Босфора.
Вице-президент российской государственной нефтепроводной компании 'Транснефть' Сергей Григорьев заявляет: 'В Босфоре больше нет места для новых танкеров. Если трубопровод консорциума будет расширен, Россия проиграет. Турки отдадут предпочтение американским танкерам'.
Назарбаев сказал Путину, что Казахстан хочет присоединиться к России, Болгарии и Греции в деле строительства трубопровода в обход Босфора. 'Транснефти' принадлежит контрольный пакет акций основанной в прошлом году компании по строительству и эксплуатации нового трубопровода.
___________________________________________________________
Запад испытывает нездоровый интерес к энергетическим ресурсам Казахстана ("El Pais", Испания)