На этой неделе президент России Владимир Путин был не в настроении идти на компромиссы. В этом самом настроении он и принимал в Кремле во вторник генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера (Jaap de Hoop Scheffer), и рассказывал ему о своей политике по Косово и одному из основных военных договоров России с Западом.
Ни по первому, ни по второму из этих вопросов Москва ни отступила ни на шаг: она по-прежнему против предоставления независимости Косово, сербской провинции, населенной преимущественно албанцами, и по-прежнему планирует выйти из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. На встрече в Москве Путин подчеркнул решимость Москвы стоять на своем.
Из-за жесткой позиции Кремля саммит Путина и Джорджа Буша в семейном поместье президента США в Кеннебанкпорте, который состоится в предстоящие воскресенье и понедельник, обещает быть весьма трудным. Однако первые ее последствия проявляются уже сейчас. Из-за жесткости России бывшие коммунистические страны Европейского Союза, поведение которых в отношении России остальные члены объединенной Европы зачастую считают эксцентричным и излишне агрессивным, начали активнее подталкивать блок к выработке более жесткой линии против Кремля.
- Они ли движутся к мейнстриму, или мейнстрим движется к ним ... в очень большой степени к этому их подталкивает риторика Москвы, - заявил в беседе с корреспондентом The Financial Times министр иностранных дел Швеции Карл Бильд (Carl Bildt).
Первыми сказали свое слово Польша и Литва, предупредившие другие страны ЕС об опасности слишком полагаться на Россию как на партнера. В ноябре прошлого года, когда Польша заблокировала переговоры по широкому соглашению с Россией, этот ее шаг привел власти многих других стран ЕС в полнейшее оцепенение. Однако сегодня, после нескольких месяцев стабильного усиления трений между Москвой и Западом солидарность с позицией Варшавы стала усиливаться, несмотря даже на антипатию, которую некоторые еврочиновники испытывают к возглавляющим Польшу братьям Качиньским. Переговоры не возобновились до сих пор.
- Проблема Польши - это проблема Европы, - заявил председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) на майском саммите Россия-ЕС.
Атмосфера той встречи запомнилась как раз своей напряженностью. Тогда же канцлер Германии Ангела Меркель разозлила Путина критикой действий его правительства, не пустившего к месту проведения саммита демонстрантов.
- Три года назад от Берлина мы бы такого не услышали, - говорит Бильд. - Думаю, в Москве немало этому удивились.
По его мнению, Меркель гораздо менее своего предшественника Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder) склонна идти на заключение двусторонних соглашений с Россией.
И все же, несмотря на то, что некоторые внутриевропейские разногласия по поводу России были преодолены, о единстве европейского блока говорить еще рано. По словам дипломатов, об этом наглядно свидетельствует состоявшееся на прошлой неделе обсуждение косовской проблемы на встрече министров иностранных дел ЕС. Выяснилось, что Германия и Италия больше других стран готовы отступиться от независимости края ради того, чтобы достичь в ООН консенсуса с Москвой. Пределы солидарности были продемонстрированы и по другому вопросу, который также вызывает трения между Москвой и Западом - планам США разместить базы противоракетной обороны в Польше и Чехии.
- Со стороны чехов и поляков было бы очень разумно посоветоваться со своими партнерами, - заметил один европейский дипломат.
Многие считают, что на встрече Путина и Буша каких-то договоренностей по ПРО будет добиться даже легче, чем по другим спорным проблемам.
- ПРО - это одна из немногих областей, где есть хоть какой-то прогресс, - считает один из представителей западного дипломатического корпуса. По его словам, речь идет о предложении Путина совместно с Западом использовать радар в Азербайджане и предложении Буша обмениваться разведданными и совместно управлять системами противоракетной обороны.
Однако если такие вопросы, как Косово и противоракетная оборона, будут решаться между Бушем и Путиным, то получается, что во всем, что касается России, Европа в очередной раз оказывается 'третьей лишней'. Что касается жесткости ее нынешних заявлений, то в реальные действия она до сих пор не перешла. На заявления Великобритании о том, что политика Москвы может отпугнуть иностранные инвестиции от России, европейский бизнес ответил явным нежеланием учитывать какие-то там политические соображения. Путин и сам не устает подчеркивать, что сегодня Россия - третий по значению торговый партнер ЕС после США и Китая.
- Несмотря на все изменения, произошедшие в последние месяцы, наша политика в отношении России остается менее согласованной, чем по любому другому вопросу, - заявил другой европейский дипломат. - А это тем более значительно, поскольку российский вопрос для нас имеет огромную важность.