1-2 июля президент Буш встретится с российским президентом Владимиром Путиным в Кеннебанкпорте, штат Мэн. Это может стать последней возможностью для улучшения американо-российских отношений перед уходом обоих руководителей с президентских постов в 2008 и 2009 годах.
В Кеннебанкпорте Буш может узнать, является ли сделанное Путиным на саммите G8 в Германии предложение о сотрудничестве с Соединенными Штатами по ПРО реальностью или притворством. США должны серьезно изучить это предложение, которое включает в себя идею о совместном использовании арендуемой Россией у Азербайджана Габалинской РЛС. Это предложение может быть индикатором изменения российского курса в отношении Ирана. Оно также может стать тем рычагом, при помощи которого удастся спасти ухудшившиеся отношения между Москвой и Вашингтоном.
Американо-российские взаимоотношения значительно ухудшились с момента сотрудничества в 2002 году после терактов, совершенных в Америке 11 сентября 2001 года. Хотя Ирак, Иран, война с террором и Ближний Восток в целом остаются главными приоритетами для Вашингтона, США обязаны уделить пристальное внимание возрождающейся России. Москва делает шаги по перестройке глобальной архитектуры, сложившейся после окончания 'холодной войны', зачастую действуя вопреки интересам Соединенных Штатов.
На российскую стратегию во внешней политике оказывает серьезное влияние элита вооруженных сил и спецслужб, которая видит в России прямую наследницу царской империи и Советского Союза. Она лелеет мысль о том, что Россия является главным противовесом Америки на международной арене. В отличие от сферы экономики и бизнеса, в области оборонной и внешней политики в России после распада Советского Союза не произошло сколь либо заметной смены элит.
Российская внешнеполитическая элита стремится пересмотреть или даже повернуть вспять многие инициативы советского президента Михаила Горбачева и российского президента Бориса Ельцина, такие как прекращение советской оккупации в Восточной Европе, подписание договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) и договора по обычным вооруженным силам в Европе (ДОВСЕ), признание государственной независимости бывших советских республик и молчаливое согласие на расширение НАТО.
Перед последним саммитом 'восьмерки' крупных промышленно развитых государств Путин выступил с беспрецедентными угрозами о перенацеливании российских ядерных ракет на Европу. Во время экономического саммита в Санкт-Петербурге в июне этого года он внезапно призвал к пересмотру глобальной экономической архитектуры, в том числе, Всемирной Торговой Организации. Это беспрецедентная и опасная инициатива, которая демонстрирует стремление Москвы нарушить существующее положение вещей.
Многие представители российской элиты усматривают в нынешней политике США по расширению демократии часть зловещего плана по подрыву власти Путина путем проведения серии 'оранжевых революций'. По сути дела, современная российская риторика совершила полный круг и вернулась к временам господства советской пропаганды до горбачевской перестройки и гласности.
Хотя от рук экстремистов в Афганистане, Чечне и в результате терактов в российских городах погибли десятки тысяч россиян, США, в соответствии с навязчивой мыслью России, остаются ее 'главным противником'. Сегодняшняя элита определяет стратегические цели России по созданию фактического альянса с мусульманским миром, в частности, с Ираном и Сирией, а также с Китаем. Кремль протягивает руку и другим игрокам, стремящимся нарушить статус-кво, таким как президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez).
Образ новой 'холодной войны' - это упрощенное понимание существующих в России внутренних взаимоотношений. Фактически, российская внешняя политика несет в себе явные черты и налет царского внешнеполитического курса конца 19-го века: жесткие и наглые действия, переоценка собственных сил и недооценка врага в лице Америки, образ которого она так деятельно воссоздает. Такая политика вполне может стать самосбывающимся пророчеством и привести к опасным последствиям. За такие последствия придется платить высокую экономическую цену. Возможно, расплачиваться в итоге придется даже кровью.
Совершенно очевидно, что Соединенным Штатам новая 'холодная война' с крупной державой не нужна. США уже активно участвуют в двух региональных конфликтах - в Ираке и Афганистане, а также в глобальной войне с террором. Имея это в виду, следует помнить, что Москва ценит определенность в отношениях и уважает силу и действия. Чтобы дать понять Кремлю, что США и их союзники не потерпят запугиваний, нужны дела, а не слова.
В свете конфронтационной внешней политики России США должны серьезно и добросовестно изучить российские предложения о совместном использовании противоракетной РЛС в Азербайджане. Если это возможно, Вашингтону следует использовать такое сотрудничество в области ПРО, чтобы спасти, а затем и улучшить стратегические отношения между США и Россией.
В то же время, Соединенные Штаты Америки должны развивать взаимоотношения с прозападными режимами в Персидском заливе. Министерству обороны следует предоставить таким странам гарантии безопасности и военной защиты от посягательств Ирана, а также расширять сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Соединенным Штатам и Евросоюзу следует наводить мосты в отношениях с потенциальными союзниками России, чтобы воспрепятствовать возникновению антиамериканских блоков. Следует расширять связи с ключевыми развивающимися рынками, на которые покушается Россия.
Соединенные Штаты Америки должны создать глобальную коалицию потребителей энергии, чтобы противостоять нефтяным и газовым картелям, а также применить рыночные принципы в газовой отрасли. Без солидарности покупателей, трансформируемой в реальные действия, потребителям энергии и экономическому развитию во всем мире будет постоянно наноситься ущерб.
Соединенные Штаты должны продолжать диалог и сотрудничество с Россией по вопросам, представляющим взаимный интерес. Это поможет продемонстрировать российской элите, что Америке есть что предложить России. К сферам сотрудничества могут быть отнесены ядерная энергетика, нераспространение оружия массового уничтожения и исследования космического пространства.
И наконец, Соединенным Штатам следует протянуть руку российскому народу путем реализации стратегии всесторонней народной дипломатии через Интернет, международные средства массовой информации, неправительственные организации, программы визитов и обменов, чтобы опровергнуть миф о враждебности США по отношению к России.
Сегодня Москва использует весь набор современных инструментов внешней политики и безопасности для достижения своих целей: от публичной дипломатии и торговли оружием до стратегических информационных операций, нацеленных на создание образа США как вышедшей из-под контроля гипердержавы, и до заигрывания с террористическими организациями. Говоря словами одного язвительного обозревателя, Россия оставила Запад.
После двадцатилетней передышки Россия вновь стремится вернуться на мировую сцену в роли враждебно настроенного актера. Эта страна изобилует денежными средствами и развивается благодаря рыночной, а не централизованной плановой экономике. Она рассчитывает на уважение, признание и влияние. Вашингтонские политики, отвечающие за принятие решений, не могут больше смотреть на Москву как на нечто незначительное. Им следует более тщательно вырабатывать свою стратегию, чтобы справиться с этим новым и одновременно старым геополитическим вызовом в Евразии.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник Фонда 'Наследие'.
___________________________________________________________
Америке и России нужна торговля, а не тирады ("The Financial Times", Великобритания)
Америка, Россия и Иран ("United Press International", США)