June 29, 2007; Page A15
Когда в эти выходные президент Джордж Буш встретится с Владимиром Путиным в доме своего отца в Кеннебанкпорте, он постарается улучшить отношения с Россией, которые приобретают все более угрожающий характер для интересов безопасности Запада.
Буш, видимо, рассчитывает на свою 'дружбу' с Путиным. Но такие отношения действуют лишь в одностороннем порядке, нарушая и ограничивая возможности политического выбора Соединенных Штатов. Путин будет становиться все более враждебным не потому, что он катастрофически неверно истолковал наши намерения, а потому что он является архитектором той коррумпированной бюрократической системы в России, которой для выживания нужна антизападная политика.
Россия хочет воспрепятствовать планам США по развертыванию системы противоракетной обороны в Восточной Европе на том основании, что система эта нанесет ущерб потенциалу российских сил ядерного сдерживания. Путин вместо этого предложил совместно использовать российскую РЛС раннего обнаружения в Азербайджане, чтобы помочь США защитить себя от Ирана. Но предложение это не имеет смысла: радар этот небезопасен, так как находится слишком близко к Ирану, и он не сможет направлять размещенные в Польше ракеты-перехватчики.
В то же время, Россия продолжает оказывать поддержку Ирану. 20 июня на пресс-конференции в Тегеране министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Иран не представляет опасности, и что Москва будет продолжать сотрудничество с иранским режимом, в том числе, в деле строительства Бушерской АЭС, которая должна быть сдана в эксплуатацию в октябре.
Западных руководителей действия России часто ставят в тупик. Ведь такими поступками Россия подрывает не только безопасность Запада перед лицом исламского фанатизма, но и свою собственную безопасность. Но путинский режим, прежде всего, заботят интересы его безопасности, а интересы России зачастую сбрасываются со счетов.
На первый взгляд, положение режима Путина очень прочное. Россия больше всех выиграла от роста спроса на сырьевые товары, начавшегося в 2000 году. ВВП страны растет на 6-7 процентов в год. Если в 1999 году он составлял 200 миллиардов долларов, то в 2006 году этот показатель вырос до 920 миллиардов (в текущих долларовых ценах). Валютные запасы сегодня составляют 300 миллиардов долларов. Средний уровень зарплат при Путине удвоился, а рейтинги его популярности превышают 70 процентов.
Но несмотря на это, режим Путина довольно непрочен. Он опирается на несправедливую социальную систему. А нетерпимость режима к свободе делает власть крайне уязвимой для серьезных расследований ее очевидных преступлений в будущем. Путин систематически уничтожает другие центры власти. В результате бюрократия правит в одиночку - не испытывая вмешательства общества, но и не пользуясь его поддержкой.
При Путине та кучка людей, которая управляет Россией, одновременно владеет ею. Правительственные чиновники заседают в советах директоров крупнейших государственных компаний России. Первый заместитель премьер-министра Дмитрий Медведев является председателем совета директоров 'Газпрома'. Заместитель главы кремлевской администрации Игорь Сечин председательствует в нефтяной компании 'Роснефть', а помощник президента Игорь Шувалов является членом совета директоров ОАО 'Российские железные дороги'. Капитализация 'Газпрома' составляет 236 миллиардов долларов, 'Роснефти' - 94 миллиарда, а РЖД - 50 миллиардов долларов. Согласно имеющимся оценкам, люди из окружения Путина контролируют компании, на долю которых приходится 80 процентов капитализации всего фондового рынка России.
В стране царит огромное неравенство в доходах. В 2006 году средний уровень доходов 10 процентов самой богатой части населения Москвы в 49 раз превышал доходы 10 процентов самой бедной его части. Несмотря на нефтяной бум, 83 процента населения России живет в бедности.
Неравенство доходов исторически было опасно для России. Редко когда к богатству в России относились с таким презрением, как сегодня. Глубокая разница в доходах может иметь серьезные последствия, поскольку государство не инвестирует средства в социальные услуги. Люди с деньгами получают высококачественное медицинское обслуживание. Те, у кого денег нет, теряют надежду и живут в ожидании смерти, зная, что достойное медицинское обслуживание им недоступно. В результате на 100 рождающихся детей приходится 160 смертей. Продолжительность жизни мужского населения в России составляет сегодня 58 лет - ниже, чем в Бангладеш. Уровень убийств в стране почти в пять раз выше, чем в США.
Поскольку нефтяной бум гарантирует постепенное улучшение качества жизни, а россияне серьезно пострадали от того хаоса, который царил в стране во времена Бориса Ельцина, они согласны на условия, предлагаемые Путиным. Однако падение цен на нефть вызовет в России серьезный спад, и может мгновенно изменить ситуацию в политике и обществе.
В то же время, российские лидеры знают, что если произойдет дестабилизация социальной ситуации в стране, возникнет опасность нового расследования некоторых террористических актов и политических убийств. А это будет иметь далеко идущие последствия. Россия за последние восемь лет стала сценой многих преступлений и странных убийств. Но наибольшую известность приобрели взрывы домов в 1999 году, захваты заложников в Москве и Беслане, очевидное отравление автора журналистских расследований Юрия Щекочихина, убийство депутата Государственной Думы Сергея Юшенкова, а также недавние убийства Анны Политковской и Александра Литвиненко.
Правительство практически ничего не сделало для расследования этих преступлений (поэтому вполне типичным был отказ экстрадировать подозреваемого в убийстве Литвиненко). Однако частные лица и журналисты продолжают поставлять информацию. Так, появились сообщения о том, что правоохранительные органы были заранее проинформированы о планах захвата заложников в Москве и Беслане, однако не предприняли никаких действий по их срыву. Существует также не показанная на широком экране видеозапись двух людей, которые следили за Политковской накануне ее гибели.
Лидеры политической оппозиции заинтересовались этими делами. Бывший премьер-министр Михаил Касьянов, который может выставить свою кандидатуру на президентских выборах, призвал провести новое расследование взрывов жилых домов и захвата заложников в Москве и Беслане. Даже сторонники режима могут воспользоваться этими преступлениями для расправы со своими оппонентами. Когда в прошлом году с должности Генерального прокурора был снят Владимир Устинов, его противники предложили возобновить следствие по делу о возможном отравлении Щекочихина, который расследовал факты коррупции в ФСБ. Этим они попытались нанести удар по своим врагам из рядов спецслужб.
В этих условиях антизападная политика путинского режима не является никакой загадкой. На самом деле, она вполне разумна. Настаивая на своем праве отдавать приказы странам, которыми она когда-то правила, таким как Грузия и Украина, Россия гарантированно получает серию ненужных конфликтов, которые можно использовать для отвлечения внимания населения от масштабной коррупции, одновременно разжигая примитивные националистические инстинкты. Признаком успеха такой политики стало усиление ксенофобии в России, а также безнаказанные нападения на темнокожих иностранцев на российских улицах. Антизападная политика полезна и потому, что она гарантирует внимание Запада к России. А это при помощи государственного телевидения можно представить как возврат ее былого величия.
И наконец, антизападная политика создает условия для ничем не сдерживаемой демагогии, которую можно использовать для того, чтобы лишить россиян всякой возможности проводить даже самые простые морально-нравственные различия. Самым последним примером этого плана были слова Путина, которые он произнес перед делегацией учителей. Он заявил, что никто не может заставить Россию испытывать вину за 'большой террор' 1937 года, потому что в других странах происходили вещи и похуже.
Несомненно, в Кеннебанкпорте будет предпринята попытка навести глянец на американо-российские отношения. Но при этом США не должны заниматься самоцензурой, потому что она ничего не изменит в поведении России и лишит нас возможности оказывать на нее влияние. На самом деле, Бушу следует откровенно рассказать Путину об обструкционистском и самоубийственном характере его политики. Сказав Путину то, что он должен услышать, Буш может спровоцировать грубую реакцию. Но его поведение при этом будет поведением настоящего друга.
Дэвид Сэттер сотрудничает с Институтом Гувера, Хадсоновским институтом и Институтом Джона Хопкинса. Его последняя книга называется "Darkness at Dawn: the Rise of the Russian Criminal State" ('Тьма на рассвете: Подъем российского криминального государства').
___________________________________________________________
Боевой клич Путина и угроза столкновения с Россией ("Opinion Journal", США)
Почему мы должны быть твердыми с Москвой ("The Financial Times", Великобритания)