КЕННЕБАНКПОРТ, штат Мэн - Американские официальные лица уже много дней стараются преуменьшить ожидания от непродолжительных переговоров президента Буша с российским президентом Владимиром Путиным на этой неделе, старательно подчеркивая, что это в основном неофициальная встреча двух руководителей.
Тем не менее, президентские помощники признают, что эти дискуссии могут стать последним шансом для устранения той горечи недоверия, которая портит в последнее время американо-российские отношения, и для поиска путей сотрудничества по небольшому перечню важных для обеих стран вопросов, таких как иранская ядерная программа.
'Нам совсем не обязательно быть лучшими друзьями, - говорит один высокопоставленный представитель администрации президента, - нам надо лишь быть немного дружелюбнее'.
Первоначальные надежды на то, что США и Россия станут близкими союзниками при Буше и Путине благодаря их тесным личным взаимоотношениям, растаяли как дым под влиянием мощных разногласий во внешней политике, относящихся к войне в Ираке, к предложенной Америкой системе противоракетной обороны в Восточной Европе, к консолидации власти в России Путиным, а также к ряду других споров. Соответственно, заметно охладели и взаимоотношения между двумя президентами.
'Мы дружественные страны, мы твердо намерены вывести наши двусторонние отношения на союзнический уровень, - говорит представитель российского президента Дмитрий Песков, - но союзниками мы пока не стали. Для этого понадобится время и усилия с обеих сторон'.
Официальные лица из администрации Буша говорят о своем согласии с тем, что две страны и в будущем сохранят свои противоречия по широкому кругу проблем. Продолжающиеся попытки России использовать свои огромные нефтяные и газовые запасы для оказания давления на такие бывшие советские республики, как Грузия и Украина, которые сегодня являются близкими союзниками США, означают, что напряженность в отношениях между Вашингтоном и Москвой в ближайшие месяцы может даже усилиться.
Сопровождающие Буша в поездках высокопоставленные представители администрации говорят, что они, тем не менее, верят в способность США и России найти точки соприкосновения по небольшому кругу вопросов, которые волнуют правительства обеих стран - главным образом, по иранской ядерной программе.
Представители администрации Буша считают, что значительная доля недавней антиамериканской риторики Путина, касающейся сравнений США с гитлеровским рейхом и обвинений администрации в разжигании новой гонки ядерных вооружений предназначена для внутреннего потребления в России, но отнюдь не является декларацией откровенной враждебности в отношении Соединенных Штатов.
Российские обозреватели сомневаются в подобных утверждениях, отмечая, что Путин очень популярен у себя дома и почти полностью контролирует политическую систему страны. Это значит, что ему не нужно угождать населению России. Они заявляют, что риторика Путина отражает глубокое разочарование Кремля тем, что Вашингтон якобы не желает принимать во внимание интересы Москвы.
Эксперт по России из Совета по международным отношениям Чарльз Купчан (Charles Kupchan) говорит о том, что решение Буша пригласить Путина в летнюю резиденцию своих родителей (такая честь впервые оказывается иностранному руководителю) поможет смягчить те мощные антиамериканские настроения, которые бытуют сегодня в России. 'По-прежнему существует большое количество областей, где американские и российские интересы совпадают, - говорит он, - и если устранить часть неблагоприятной атмосферы, то будет легче найти такие области согласия'.
Представители Буша говорят о том, что ситуация в Иране дает самую лучшую возможность для объединения с русскими. Они отмечают, что Путин и его помощники испытывают все большее разочарование в связи с нежеланием Тегерана отказаться от своей программы производства ядерного оружия в обмен на доступ к программе гражданской ядерной энергетики под российским руководством.
Россия длительное время выступает против стремления администрации Буша ввести жесткие санкции против Ирана. Однако она, как говорят американские официальные лица, постепенно приближается к американской позиции. И теперь Москва может оказаться более податливой и согласиться на существенное усиление международного давления на Иран.
Российский представитель Песков поспешил предостеречь от поспешных выводов и заявил, что две страны пока еще не достигли согласия в иранском вопросе. 'В целом мы идем одним путем, но существует масса тактических разногласий, которые необходимо урегулировать, - сказал он, - мы не хотим, чтобы санкции вводились просто во имя санкций'.
Свой материал для статьи предоставил Грегори Уайт (Gregory L. White).
___________________________________________________________
Саммит в Кеннебанкпорте ("The Washington Post", США)
Дипломатия по заветам Дона Корлеоне ("The Washington Post", США)