Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Подход США к контролю над вооружениями - это болезненный вопрос. И не без оснований

Необходимо серьезно отнестись к претензиям Путина по поводу американских подходов к контролю над вооружениями

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Договоры о контроле над вооружениями не являются анахронизмом, особенно когда угроза начинает исходить со стороны менее крупных стран, сумевших заполучить это неприятное оружие. Эти договоры являются для таких стран примером хорошего поведения, а также механизмом проверки выполнения условий контроля. Они вознаграждают эти страны за соблюдение принятых правил. Они также являются образцом для будущих крупных договоров - например, между США и Китаем. Раздражительность Путина в большей части неоправданна. Но в данном вопросе он совершенно прав.

Наконец-то Джорджу Бушу-старшему удалось помочь своему сыну в налаживании подпорченных международных отношений, пусть вклад этот ограничился рыбацкой лодкой, предоставленной для вчерашнего 'омарного саммита' с Владимиром Путиным. Его беспокойство из-за Ирака хорошо известно всем. А отцовская сдержанность, не позволяющая ему спорить с сыном по этому поводу, считалась чем-то само собой разумеющимся. Но по крайней мере теперь, когда газетные заголовки предупреждают о новой 'холодной войне' между США и Россией, он нашел для себя роль, чтобы выступить в качестве посредника.

Поражает то, как сильно изменился характер взаимоотношений с того времени, когда Джордж Буш принимал российского президента на своем ранчо в Техасе два месяца спустя после терактов 11 сентября 2001 года. Тогда отношения были сердечными и теплыми. Самое плохое заключалось тогда в 'согласии не соглашаться'.

Теперь, спустя шесть месяцев после раздражительных обвинений Путина по поводу американского империализма, а также резких угроз нацелить российские ракеты на Европу, от этих отношений веет холодом. В значительной степени антиамериканские выпады Путина носят своекорыстный характер, однако в одном он совершенно прав. Речь идет о его претензиях к Бушу относительно того, что американский президент пренебрегает договорами о контроле над вооружениями.

Первые четыре года пребывания Буша на посту президента ознаменовались его поспешным выходом из целого ряда договоров о контроле над вооружениями, тщательно вырабатывавшихся на протяжении четверти века в период 'холодной войны'. Сейчас трудно вновь пережить то ощущение угрозы, которое исходило от двух нацеленных друг на друга ядерных арсеналов. Трудно также ощутить то значение, которое придавалось этим договорам, когда они подписывались в торжественной обстановке.

Самая большая суматоха началась из-за решения Буша выйти из Договора по ПРО от 1972 года. Это самый первый из серии крупных договоров. Первым он и пал.

Договором предусматривался запрет на создание систем противоракетной обороны. Таким образом, в соответствии с доктриной гарантированного взаимного уничтожения каждая страна могла быть уверена в том, что ее силы сдерживания смогут выполнять свои функции. Мотив США при отказе от этого договора заключался в стремлении разработать технологии 'звездных войн', позволяющие сбивать ракеты в воздухе. Но эти технологии так и не заработали.

Удивление вызывает то, что сегодня никто не сожалеет по поводу ликвидации договора. Аналитик по вопросам распространения из лондонского Международного института стратегических исследований Марк Фицпатрик (Mark Fitzpatrick) говорит, что выход США из соглашения 'не стал большой проблемой'. США и Россия воспользовались этим шансом, чтобы существенно сократить свои арсеналы ядерных боеголовок. Кроме того, они договорились о дальнейших сокращениях к 2012 году.

Однако односторонний выход США из договора уязвил Россию. По словам кремлевских представителей, ожесточенное сопротивление Путина новым американским планам размещения небольшой системы ПРО в Польше и Чехии связано с уверенностью в том, что она может стать основой для создания мощной оборонительной системы против России - то есть тем, что запрещал Договор по ПРО.

Та старая обида является одной из причин сегодняшнего недовольства Путина. 'Все накапливается, - говорит Фицпатрик. - К этому прибавилось размещение войск (хотя и в малом количестве) в бывших странах Варшавского Договора'. Но свою роль здесь сыграл и американский произвол в отношении других договоров. Буш (как до него Клинтон) отказался настаивать на ратификации Сенатом Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. Он издал документ о стратегии Пентагона, в котором было заявлено, что ядерное оружие является неотъемлемой частью арсенала ведения войн, а также начал разработку новых типов такого оружия. Он отказался вести переговоры об ужесточении ограничений биологического оружия, а также решил продолжать программу разработки боевых систем космического базирования. По мнению многих, это затруднило работу, направленную против китайских испытаний ракет в космосе.

Необходимо серьезно отнестись к претензиям Путина по поводу американских подходов к контролю над вооружениями. И не потому, что США и Россия находятся на грани новой 'холодной войны'. Об этом речи не идет. Но договоры о контроле над вооружениями не являются анахронизмом, особенно когда угроза начинает исходить со стороны менее крупных стран, сумевших заполучить это неприятное оружие.

Эти договоры являются для таких стран примером хорошего поведения, а также механизмом проверки выполнения условий контроля. Они вознаграждают эти страны за соблюдение принятых правил. Они также являются образцом для будущих крупных договоров - например, между США и Китаем. Раздражительность Путина в большей части неоправданна. Но в данном вопросе он совершенно прав.

___________________________________________________________

Почему курс США неприемлем для России ("Christian Science Monitor", США)

Саммит в Кеннебанкпорте ("The Washington Post", США)