Если вдруг Сербия станет одной из республик Российской Федерации, если вдруг Россия разместит свои ракеты и радары на сербской земле, чтобы дать отпор США в Европе, большая доля ответственности за это будет лежать на Евросоюзе. И не настолько уж невероятен этот сценарий - катастрофический для одних, горячо желанный для других.
Действительно, Евросоюзу удалось невозможное - добиться того, что политический класс Сербии занял единую позицию - задачка не для слабаков - по вопросу присвоения Косово независимого статуса. Позиция - отрицательная. Отныне это стало точкой невозврата для Радикальной партии Сербии, Социалистической партии и Демократической партии Сербии премьер-министра Воислава Коштуницы, а также и для Демократической партии президента Бориса Тадича. К тому же, один из самых пламенных сторонников идеи европейской интеграции, вице-премьер Божидар Джелич, заявил, заступая в должность, что деятельность правительства будет оцениваться в зависимости от его способности сохранить Косово для Сербии.
В данных условиях, если Евросоюз пойдет за США, которые выступают за предоставление провинции независимости, повышается вероятность того, что Сербия от заявлений 'мы не можем согласиться на то, что независимость Косово, должна стать ценою вхождения в Евросоюз' перейдет к другим речам: 'Чтобы сохранить Косово, мы готовы поставить крест на Евросоюзе и даже войти в состав Российской Федерации'.
Избрание вице-президента Сербской радикальной партии Томислава Николича спикером Народной Скупщины - на этом посту он не продержался и недели - показывает, что в случае необходимости сближение с Россией может произойти очень быстро.
В настоящее время Евросоюз смог сплотить свои ряды в поддержку плана Мартти Ахтисаари, который предусматривает быстрое предоставление Косово статуса независимости. Но при этом ЕС не предусматривает плана 'Б', отказывается рассмотреть предложения сербов о предоставлении Косово широкой автономии и не готов начать очередной раунд переговоров, который, по мнению Евросоюза, равнозначен потере времени. Если в начале еще ряд стран, например, Словакия, колебались, то сегодня Евросоюз говорит единым голосом и толкает Сербию в объятья России.
Россия, из принципиальных соображений или пользуясь благоприятным стечением обстоятельств, не упустила представившуюся ей возможность получить союзника (на данный момент единственного) на европейском пространстве. И она не жалеет сил, чтобы расширить образовавшуюся брешь. Пока НАТО и Соединенные Штаты повсюду понемногу перетягивают на свою сторону страны, которые, по мнению России, входят в ее зону влияния (говоря ее словами, ее 'ближнее зарубежье'), она получила верного союзника.
Сербия обладает интересной геостратегической позицией и полностью зависит от России. С одной стороны, Россия единственная может гарантировать ее суверенитет и территориальную целостность, по крайней мере, в рамках решений, принимаемых ООН; с другой стороны, Россия единственная готова к активному экономическому сотрудничеству, примером которого являются предложения по покупке акций нефтяной компании NIS и авиакомпании JAT.
Если Польша и Чехия согласны на размещение на их территории американских радаров, то почему Сербия должна возражать против военного сотрудничества с Россией, если таким образом она сможет сохранить Косово? Евросоюз предлагает Сербии компенсацию за потерю Косово, а Россия может попросить ее пойти на уступки, чтобы сохранить эту территорию.
Логика в обоих случаях разная, и существует большая вероятность того, что в условиях отсутствия альтернативных предложений со стороны Евросоюза, общественное мнение Сербии и большинство ее политических сил будут вынуждены серьезно рассмотреть второй вариант - быстрое и основательное сближение с Россией.
Седомир Несторович преподает геополитику в Высшей школе коммерции (ESSEC)