Ежегодный саммит президентов стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), пройдет в августе этого года в Киргизстане. Членами Организации являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан. Американское правительство по нескольким причинам относится к ШОС с осторожностью.
Во-первых, когда Вашингтон обратился с просьбой разрешить ему направить наблюдателей на заседания саммита Организации, эта просьба была отклонена. Однако затем на саммит в качестве наблюдателя был допущен Иран, отношения которого с Соединенными Штатами стали особо напряженными при президенте Махмуде Ахмадинежаде (Mahmoud Ahmadinejad), а также Монголия, Пакистан и Индия. Многие американские аналитики считают, что Россия и Китай совместными усилиями стараются создать антизападный альянс.
Во-вторых, прозвучавший на саммите 2005 года призыв к Соединенным Штатам и другим членам коалиции (которым был предоставлен доступ к военным объектам в Центральной Азии для борьбы с талибами после терактов 11 сентября 2001 года) установить сроки вывода своих войск из Центральной Азии - в сочетании с теми фактами, что Узбекистан к тому моменту уже изгнал американские войска, а Россия стала наращивать свое военное присутствие в регионе - был воспринят в Вашингтоне как попытка вытеснить США из Центральной Азии.
В-третьих, присутствие президента Ирана Махмуда Ахмадинежада на саммите в 2006 году вызвало опасения Вашингтона в том, что Россия и Китай предпринимают совместные усилия в рамках ШОС, направленные на то, чтобы оградить Иран от попыток Америки и Европы убедить Тегеран сделать так, чтобы его атомная программа не могла быть использована в военных целях.
Однако, несмотря на все эти опасения, развитие событий в 2007 году позволяет предположить, что Шанхайская организация сотрудничества не несет особой угрозы американским и европейским интересам.
Во-первых, хотя Россия и стремится, судя по всему, сделать ШОС похожей на военный альянс (и даже, возможно, не просто сделать похожей, но и превратить ее в такой альянс на самом деле), появляется все больше признаков того, что Китай рассматривает ШОС как зону экономического сотрудничества - и что Китай не собирается позволять Организации развиваться в том направлении, которое ему не понравится.
Во-вторых, хотя Москва и стремится, судя по всему, к завершению американского военного присутствия в Центральной Азии, а Ташкент уже изгнал американцев из Узбекистана, другие члены ШОС стремятся к продолжению или даже расширению военного сотрудничества с США и НАТО. Несмотря на то, что Вашингтон опасался, что он может потерять военные базы в Киргизстане, в итоге он их сохранил - правда, при более высокой арендной плате. Казахстан расширил свое сотрудничество с программой НАТО "Партнерство во имя мира". На территории Таджикистана продолжают размещаться французские войска, и даже в Узбекистане еще находится немецкие военные.
В-третьих, заметное ухудшение российско-иранских взаимоотношений, произошедшее в 2007 году (включая споры об оплате за осуществляемое Россией в Иране строительство атомного реактора и негативную реакцию Ирана на сделанное президентом России Владимиром Путиным президенту США Джорджу Бушу предложение об использовании азербайджанской радиолокационной станции для разрешения американо-российского спора из-за планов США построить систему противоракетной обороны) убедило Вашингтон в том, что Москва также обеспокоена тем, что Иран может обзавестись ядерным оружием.
Эти причины, а также серьезные разногласия, имеющиеся в рамках ШОС (особенно между Россией и Китаем, между Узбекистаном с одной стороны и Казахстаном, Киргизстаном и Таджикистаном с другой) заставили многих на Западе считать Шанхайскую организацию сотрудничества не только не несущей угрозы, но и бессмысленной организацией. Однако думать подобным образом так же ошибочно, как и считать ШОС угрозой.
У Соединенных Штатов и ШОС имеются общие интересы, над которыми они могут работать вместе. И США и ШОС борются с исламским экстремизмом и терроризмом. Действительно, хотя в принятой на саммите ШОС в 2005 году декларации говорилось, что военные операции возглавляемой Соединенными Штатами коалиции в Афганистане практически завершены, в Москве и в других столицах ШОС растет понимание того, что угроза, представляемая движением "Талибан", усиливается, и что угроза, представляемая им в Центральной Азии, лишь усилится еще больше, если США и другие страны коалиции покинут Афганистан. К тому же, так как теперь стало очевидно, что Россия - и, возможно, Китай тоже - обеспокоены вероятностью появления у Ирана ядерного оружия, сотрудничество ШОС по этому вопросу с США и другими странами Запада станет для Тегерана сигналом о том, что он не сможет использовать ШОС в качестве защиты от международных требований прекратить деятельность, вызывающую опасения в отношении его ядерных устремлений.
Исходя из вышесказанного, у Соединенных Штатов и Шанхайской организации сотрудничества определенно имеются общие интересы, над которыми они могут работать. И хотя ни ШОС, ни США не хотят ни полного членства Америки в Организации, ни даже предоставления ей статуса наблюдателя, диалог между США и ШОС пойдет на пользу им обоим. И поэтому обе стороны должны стремиться к такому диалогу.
Марк Н. Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)
___________________________________________________________
Америка, Россия и Иран ("United Press International", США)