В американских внешнеполитических кругах давно бытует мнение о том, что Китай никогда не будет рисковать выгодными ему экономическими связями с Соединенными Штатами, и не пойдет на сближение с Россией ради активной борьбы с американскими инициативами по всему миру.
Однако восстановление российской экономики привело к возрождению коммерческих отношений между Москвой и Пекином. В 2006 году Китай стал четвертым крупнейшим партнером России, одновременно с этим Россия стала восьмым по значимости торговым партнером Китая. Заместитель премьера Госсовета КНР У И (Wu Yi) и вице-премьер правительства России Александр Жуков призвали к тому, чтобы к 2010 году объем торговли между двумя странами достиг уровня в 60 миллиардов долларов США. Да, это действительно составляет всего одну пятую часть от китайско-американской торговли в настоящее время. Но вполне очевидно, что Китай намеревается разнообразить свои торговые возможности, чтобы снизить свою зависимость от американских рынков. (Отдельно стоит заметить, что Европейский Союз обогнал Соединенные Штаты, став главным торговым партнером Китая.)
Пекин хочет использовать фундамент улучшенных политических связей между двумя странами для укрепления экономических связей. Выступая недавно в Москве, госпожа У сказала, что "китайское правительство придает большую важность подобным отношениям с Россией и стремится создать надежную основу для сотрудничества между компаниями двух стран".
Многие американские аналитики находят утешение в сценарии, согласно которому разрастающийся конфликт между теряющей свое население (особенно в дальневосточных регионах) Россией и Китаем заставляет их отношения "трещать по швам" и не позволит Пекину и Москве вновь сблизиться. Бывший министр иностранных дел Китая, занимающий в настоящее время пост государственного советника, Тан Цзясюань (Tang Jiaxuan) считает укрепление экономических связей между российскими регионами и китайскими провинциями, располагающимися вдоль общей границы, способом предотвращения конфликта - в частности посредством объединения северо-восточных провинций Китая, получивших название "красного пояса", которые менее других оказались затронуты процветанием Китая, и дальневосточных регионов России в нечто вроде общего экономического пространства.
Кроме того, необходимость дальнейшего развития северных и западных регионов Китая, удаленных от бурно развивающегося южного побережья, подталкивает Китай к участию в Шанхайской организации сотрудничества и укреплению экономических связей с ее членами. В рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума, прошедшего в начале этого месяца, был проведен бизнес-форум ШОС. Заместитель премьера Госсовета КНР У И представила китайское видение новых региональных проектов в сфере инфраструктуры, которые свяжут между собой дороги, железные дороги, телекоммуникационные сети и электрические сети для "обеспечения общего процветания всех стран региона". И хотя общие торговые показатели пока являются незначительными, объемы торговли Китая с другими странами - членами Шанхайской организации сотрудничества за последние три года выросли в три раза и достигли суммы в 45,2 миллиарда долларов.
Одно из предложений, выдвинутых на прошлой неделе на форуме экспертов ШОС, прошедшем в Казахстане, заключалось в объединении азиатских производителей и потребителей энергоресурсов - то есть в объединении производителей, таких как Россия и Казахстан, с потребителями, такими как Китай, и, по мнению экспертов ШОС, как Индия и Пакистан. Одно из преимуществ подобной системы будет заключаться в том, что будет отсутствовать необходимость экспорта углеводородного сырья из стран, не входящих в ШОС, что позволит создать закрытую и безопасную систему. При этом не было упомянуто о том, что наземная евразийская сеть позволит уменьшить уязвимость Китая от сбоев в поставках энергоресурсов - перевозимых Соединенными Штатами в настоящее время по морю - в случае каких либо конфликтов.
Не следует впадать в панику - речь не идет о создании новой Организации Варшавского Договора и о возврате к мировой системе, состоящей из двух блоков. Однако мы должны осознать, что дни неоспоримого американского - и даже всего западного - преимущества в мировой экономической системе подходят к концу, и мы должны подготовиться к этому соответствующим образом.
Николас Гвоздев - редактор журнала "The National Interest".
___________________________________________________________
Взгляд на ШОС ("United Press International", США)
Китай и Россия в новом мировом беспорядке ("Project Syndicate", США)