Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Этот текст обнаружила и перевела наш читатель Catherine, за что мы ей крайне признательны
__________________________________________________
Заместитель главы администрации района Брно Кралово Поле приказал снять с только что отреставрированного памятника погибшим русским солдатам серп и молот. Понимания он не встретил - реакция всего спектра СМИ, от правых до левых, была резко негативной.
В последние годы у нас происходит планомерная истеризация чешской истории 1945-48 гг. Возглавляют этот процесс коммунисты, социал-демократы, различные союзы ветеранов. Случай с брненским памятником убедительно подтверждает, что мы до сих пор не способны определить свое отношение к этому мрачному периоду нашей истории.
Например, примечательно, что останки погибших немецких солдат у нас уже несколько лет кочуют в картонных коробках со склада на склад. Никого это не волнует. Наоборот, людей, очевидно, задело бы, если бы эти останки были по-человечески похоронены. Иногда только в ФРГ кто-то что-то боязливо пискнет. Никто не допускает, что немцы, возможно, хотели бы украсить могилы свастикой. Здесь можно сказать, что все люди после смерти равны, хотя бы в своем праве на могилу (конечно не в России - там и сегодня убитых чеченских повстанцев закапывают, как собак).
История с памятником имеет историческую составляющую: что произошло в 1945 г.? В 1945 г. сталинская Российская империя добилась того, что основную часть территории Чехословакии, включая (что существенно) столицу, освободят/оккупируют (ненужное вычеркнуть) именно русские части. Цель была весьма прозрачной - присоединение Чехословакии к колониальной Российской империи. Что вскоре и произошло - в том числе, благодаря безразличию чешских политиков-некоммунистов и целеустремленности политиков-коммунистов.
Сегодняшняя Российская Федерация хочет, чтобы памятник в Брно был украшен серпом и молотом. Это сложно трактовать иначе, как возврат России к своим колониальным и империалистическим традициям. С этой точки зрения, я не понимаю, почему свастика представляет бóльшую общественную опасность (как написал где-то доц. Мареш из брненского университета им. Масарика).
История с памятником имеет также правовую составляющую: Чешская Республика заключила с Российской Федерацией договор о воинских захоронениях. Понятие 'воинские захоронения' имеет в договоре достаточно широкое значение, договоренности сторон распространяются, в том числе, и на украшение памятников символикой. При этом следует учитывать 'национальные, религиозные и иные традиции обоих государств'.
Из этого следует, что никто не может просто так прийти с отбойным молотком и изменить внешний вид памятника. Вместе с тем, конечно, должно быть очевидно (и по оформлению окружающей объект территории), что, во-первых, памятник не прославляет Российскую коммунистическую империю за ее роль в освобождении Чехословакии, а отдает дань памяти павшим воинам; что объект служит братской могилой, по сути, кладбищем. А во-вторых, что Российская Федерация хочет установить серп и молот, поскольку считает эти символы частью своих национальных, религиозных и иных традиций.
В этом случае мы можем великодушно пойти навстречу российской стороне, несмотря на то, что в число наших национальных, религиозных и иных традиций серп и молот не входит.
____________________________________________
Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Catherine
Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей