Последний глобальный опрос общественного мнения, проведенный фондом Pew, содержит массу плохих новостей для Соединенных Штатов. Но было там одно относительно светлое пятно - латиноамериканская Венесуэла. По данным опроса, 56 процентов венесуэльцев симпатизируют Соединенным Штатам. Это гораздо выше показателей в Великобритании и Канаде. Семьдесят один процент опрошенных заявил, что любит американское телевидение и кино. А положительного мнения об американцах придерживается целых 84 процента респондентов. Хотя всего 23 процента доверяет Джорджу Бушу, рейтинг американского президента в Венесуэле почти на 50 процентов выше рейтинга российского лидера Владимира Путина и руководителя Ирана Махмуда Ахмадинежада.
Эти показатели бросают некую тень на внешнюю политику венесуэльского президента Уго Чавеса, который называет Соединенные Штаты Америки империей зла, а Буша 'дьяволом'. Президент только что завершил свое турне по тройке стран, которые он считает своими близкими союзниками в глобальном антиамериканском альянсе: России, Ирану и Белоруссии. Руководителя каждой из этих стран он называл 'братом', а их правительства призывал к более тесному экономическому и военному сотрудничеству с Венесуэлой. В связи с этим возникает вопрос: от чьего имени говорил Чавес?
Принимающие Чавеса страны определенно получали что-то от этого визита. Белоруссия, известная как последняя диктатура Европы, превратилась в такого изгоя, что ее лидера Александра Лукашенко обходит стороной даже его давний заступник Владимир Путин. Лукашенко был рад тому, что его хоть кто-то посетил. Белоруссия и Венесуэла имеют 'абсолютно идентичные' взгляды, легкомысленно объявил белорусский президент.
В Москве, где Чавес сделал следующую остановку, интерес к нему был в основном меркантильный. За последние несколько лет Путин продал Чавесу оружия на 3,5 миллиарда долларов и хочет продать еще больше. Находясь в России, Чавес говорил о покупке подводных лодок, посетил авиационный завод, проинспектировал новейший ударный вертолет и недовольно спросил, почему ему не показали этот вертолет раньше - до того, как он в прошлом году купил менее современные российские машины в количестве 53 штук. Затем Чавес произнес длинную речь, во время которой сокрушался по поводу распада Советского Союза.
У Ахмадинежада также были веские причины приветствовать у себя Чавеса в тот момент, когда его стране вновь грозят санкции Совета Безопасности ООН. Венесуэльский визитер сделал одолжение, выступив в защиту иранской ядерной программы и пообещав 'объединить Персидский залив и Карибы'. 'Я благодарен Богу за то, что Иран и Венесуэла навсегда вместе', - заявил Чавес.
По данным фонда Pew, 81 процент населения Венесуэлы против обретения Ираном ядерного оружия, но Чавес заглядывает дальше, за горизонты своей страны, надеясь стать лидером всемирной оппозиции Соединенным Штатам. Как показывает опрос Pew, желающих вступить в такую коалицию немало, но Чавес особого доверия им не внушает. Всего в трех из 47 стран, где проводился опрос, более 50 процентов опрошенных выразили доверие венесуэльскому лидеру. Это Венесуэла, Мали и Берег Слоновой Кости. В России рейтинг его популярности составляет 21 процент. В Перу, Чили и Мексике уровень популярности Чавеса намного ниже, чем у презренного Буша. Из этих данных вытекает ответ на вопрос о том, кого представляет венесуэльский президент: никого, только самого себя.
___________________________________________________________
Венесуэла: 'Cоциализм 21 века' ("La Nacion", Аргентина)
Оружие: Россия снова открывает лавочку ("Business Week", США)