В этом году, отмечая 4 июля, американцы, наверно, недоумевают и теряются в догадках - почему весь мир так относится к их стране? Должно быть, они испытывают те же чувства, что и герой 'Процесса' Франца Кафки Йозеф К.: 'Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест'.
Обвинения против Америки приобрели глобальный масштаб: для них не существует национальных, классовых, религиозных, границ, различий между поколениями. Критику в ее адрес можно услышать повсюду. Она слишком любит деньги - молится идолу рынка, золотому тельцу. Да и денег у нее слишком много: из первой десятки крупнейших банков семь - американские, из десяти крупнейших фирм восемь действуют в США, и т.д. и т.п. Она прижимиста - тратит на гуманитарные нужды меньшую долю своего богатства, чем другие страны. Она вульгарна - этакий варвар-нувориш. Ее собственная культура низкопробна, и при этом она практикует 'культурный империализм', заставляя людей опасаться 'всеобщей американизации'. Она высокомерно и снисходительно относится к 'мартышкам' - представителям других культур. Она чересчур религиозна - твердит как попугай: 'Боже, благослови Америку'.
Она слишком сильна - тратит на вооружения больше, чем все другие страны вместе взятые. Она лицемерна: развязывает войны в собственных эгоистических интересах, а преподносит их как 'гуманитарные интервенции', и распространяет демократию под дулом пистолета. Она непоследовательна - в некоторых 'недемократических' государствах требует 'смены режима', а другим, точно таким же, помогает оружием, деньгами, и расширяет с ними торговлю. Ее внешнеполитический курс непредсказуем: Америка отбросила принцип 'не наносить удар первым', десятилетиями поддерживавший мир на планете, вместо 'сдерживания' проповедует доктрину 'превентивных действий', противоречащую международному праву. Она во всем поддерживает Израиль. Она выступает против коллективных действий, предпочитая унилатерализм, гегемонию, и 'закон шерифа' - кто сильнее, тот и прав. Она вызывает зависть европейцев, провоцируя их на создание альтернативного 'центра силы'. Она разбила лоб о Великую китайскую стену - в КНР 'государственный капитализм' доказал свою эффективность. Она не в силах разгадать загадку ислама. Да и подлинной демократии в Америке не существует - ведь на президентских выборах голосует не более 44% зарегистрированных избирателей.
Список обвинений, предъявляемых США, бесконечен. А выступления в ее защиту становятся гласом вопиющего в пустыне.
До начала глобализации США могли - хотя бы теоретически - проводить изоляционистскую политику. Тогда о других государствах еще можно было отзываться так же, как британский премьер Невиль Чемберлен (Neville Chamberlain) говорил о Чехословакии в 1938 г.: 'Это далекая страна, о которой мы мало что знаем'. Сегодня далеких стран уже не существует, и так теперь будет всегда. Каждый день мы видим перед глазами четкую, полную, и порой тревожную картину нашей полиэтнической планеты.
В свое время американцам блестяще удалось преодолеть непрочность и уязвимость собственного полиэтнического общества. Как заметил Джордж Вашингтон, 'Америка готова прижать к груди : угнетенных и гонимых из любых стран и любой веры'. Вудро Вильсон назвал этот феномен 'великим американским плавильным котлом', прототипом мультикультурного общества, живущего по принципу E pluribus unum: единство в разнообразии.
И сегодня, когда весь мир превращается в 'плавильный котел', именно Америка способна донести до него эту уникальную идею - если только она сумеет ее выразить.
Америку породила жажда самоопределения, человеческого достоинства, которое может принести только независимость. Именно на это надеялись 'отцы-пилигримы' вдохновленные Священным писанием, провозглашая свою цель - построить в Америке 'Град на горе', новый Иерусалим. Американцы - независимо от национальности, религии, убеждений и цвета кожи - будут объединены общим идеалом равенства всех людей, их неотъемлемого права на свободу, справедливость и равенство возможностей. В Америке будут цениться личные заслуги, а не происхождение. Первопроходческий дух позволит преуспеть каждому, кто не жалеет для этого усилий. В Америке будет возможно все. Ее граждане будут дышать полной грудью - все мужчины и женщины должны иметь право на свободу слова и мысли. Именно эти принципы влекли в Америку миллионы людей - не ее богатство, а убежденность в своей нравственной миссии.
Поэтому рассматривать американизм просто как веру в 'практичность' и 'эффективность' - грубая ошибка. Подлинный американизм - это 'идеализм на практике'. Его принципы не материальны и механистичны - они проникнуты идеализмом почти до утопичности. Именно поэтому США способны выразить идеалы, которые найдут отклик у всех людей - провозгласить 'декларацию независимости' от лица всех народов мира.
Чтобы разоружить противников и одолеть соперников, Америке достаточно сосредоточить свою интеллектуальную энергию и гигантские экономические ресурсы на воплощении политического курса, за которым пойдет весь мир, вновь найти слова, способные донести идеи ее основателей до чужих берегов и напомнить планете о ее главном кредо: вере в самоопределение, индивидуальность, независимость - и в демократию, конечно, но только воспринимаемую как средство, позволяющее достичь этих великих целей.
Для этого необходим призыв, способный найти отклик в сердцах людей: тогда США, выполняя завет 'отцов-пилигримов', снова смогут показать миру 'американский путь'.
Исход идейной борьбы между американизмом и антиамериканизмом определит характер 21 века. Речь идет о решающей битве идей нашей эпохи. Сама по себе американская идеология превосходна. Но США то ли забыли ее суть, то ли разучились выражать ее принципы. Америка сегодня напоминает Спящую красавицу. И пришло время пробудить ее ото сна.
Лорд Саатчи - исполнительный директор компании M&C Saatchi. Данная статья представляет собой сокращенный вариант памфлета 'Спящая красавица: как пробудить американскую мечту' (Sleeping Beauty: Awakening the American Dream)