- Бизе и Пуччини были популярнее Вагнера
- Партийных работников силком тащили на оперы Мастера
Согласно популярному мифу, в годы нацизма немцы каждый вечер заполняли оперные театры и завороженно внимали дочерям Рейна и валькириям.
Но, как показывает новое исследование, Вагнер вовсе не был 'главным композитором' Третьего рейха и, более того, при Гитлере его популярность резко снизилась.
Немцы куда охотнее ходили на 'Кармен' Бизе, рассказ о судьбе солдата, безнадежно влюбившегося в цыганку, и 'Мадам Баттерфляй', оперу Пуччини о роковой связи офицера с японской куртизанкой - сюжеты, прямо скажем, не соответствующие стандартам нацистской идеологии.
По мнению Джонатана Карра (Jonathan Carr), автора готовящейся к изданию книги 'Вагнеровский клан' (Wagner Clan), сам Гитлер был без ума от творчества 'Мастера'. Но не его верные партийцы, которые отбивались и вопили, когда их, по распоряжению Гитлера, тащили в театры.
'Нам говорят, что с приходом Гитлера к власти немцы стройными рядами потекли в театры слушать Вагнера. На самом деле, все было совсем не так', - утверждает Карр.
Карр считает, что поклонение адептов нацизма перед Вагнером тоже преувеличено. Некоторые считают музыку Вагнера саундтреком к эпохе нацизма - сразу же вспоминаются документальные кадры выступлений Гитлера в Байрейте и знаменитые постановки Вагнера на нюрнбергских партийных съездах. Однако, согласно мемуарам Альберта Шпеера (Albert Speer) и секретаря Гитлера Траудль Юнге (Traudl Junge), большинство нацистов зевали от скуки, когда им предстояло выдержать пятичасовой опус, на протяжении которого часто бывают моменты, когда на сцене ничего не происходит.
Так, Шпеер пишет, что на гала-представление 'Нюрнбергских мейстерзингеров' в 1933 г., пришло так мало партийцев, что разгневанный Гитлер отправил патрули, которые разыскивали их по пивным и борделям. А Юнге вспоминает, что однажды на 'Тристане и Изольде' один из членов свиты Гитлера заснул и чуть не перевалился через перила ложи. Его спас коллега, который сам проспал большую часть представления.
Автор проанализировал репертуар оперных театров Германии в 1930-е годы. Творения Вагнера не доминировали среди постановок. Вагнера постепенно становилось все меньше еще при Веймарской республике, и его популярность продолжала падать.
Самой исполняемой оперой в Германии в сезон 1932-33 гг. была 'Кармен', а второе место занимал 'Вольный стрелок' Вебера. За ними шли четыре оперы Вагнера.
Но в сезон 1938-39 годов самая исполняемая из опер Вагнера - 'Лоэнгрин' - заняла только двенадцатое место. Наибольшей популярностью пользовались 'Паяцы' Леонкавалло, за ними шла 'Сельская честь' Масканьи, а третье место заняла 'Мадам Баттерфляй' Пуччини. В годы войны самым исполняемым оперным композитором в Германии был отнюдь не Вагнер, а Верди. Доля Мастера на рынке упала ниже отметки в 10 процентов. 'Молодое поколение уже считало Вагнера старьем', - говорит Карр.
Да, при нацистах музыка Вагнера звучала в самые торжественные моменты, признает Карр. В так называемый День Потсдама - пропагандистское шоу, устроенное Геббельсом 21 марта 1933 г. в честь начала сессии рейхстага нового созыва - закончился исполнением 'Мейстерзингеров' (на этом настоял Гитлер, изначально планировалось исполнить 'Электру' Рихарда Штрауса). Сообщения о немецких авиаударах передавались по радио под 'Полет валькирий'.
'Смерть Зигфрида' из 'Гибели богов' звучала в эфире при сообщениях о кончине важных особ - в том числе, самого Гитлера. А увертюра к 'Риенци' часто исполнялась в торжественных случаях. Но роль музыки Вагнера в жизни нацистской Германии преувеличена. Многие считают, что в фильме Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) 'Триумф воли' о нюрнбергском съезде 1934 г. звучит вагнеровская музыка. На самом деле, большая часть саундтрека - стилизация под Вагнера.
Вероятно, тяга Гитлера к музыке Вагнера отчасти объяснялась тем, что он отождествлял себя с ее автором, считая его одиночкой, который, благодаря упорной борьбе, достиг величия. Кроме того, будучи человеком, понимающим силу зрелища, он, по словам Карра, был зачарован технической стороной оперных постановок.
____________________________________________
Воспоминания красноармейца о Второй мировой войне ("The Wall Street Journal", США)