В понедельник, порыбачив у Кеннебанкпорта, поужинав лобстерами, и обсудив широкий круг вопросов, президенты Джордж Буш и Владимир Путин провели совместную пресс-конференцию. На вопрос, доверяет ли он бывшему офицеру КГБ, Буш дал ответ, который наверняка повергнет в ужас российских демократов и независимых журналистов, правозащитников, чеченцев, грузин и многих других - всех, кому доводилось попадать в путинские 'ежовые рукавицы'.
'Когда имеешь дело с лидером государства, не знаешь, правду он тебе говорит или нет, - заметил президент США. - С Владимиром Путиным у меня этого вопроса не возникало. Иногда он говорит не то, что мне хотелось бы слышать, но я знаю, что он мне всегда говорит правду. . . Доверяю ли я ему? Конечно, доверяю'. Поскольку великодержавная дипломатия и правдивость как правило - понятия плохо совместимые, бушевские дифирамбы насчет искренности Путина следует воспринимать как маленькую 'ложь во благо'. Собственно, только в том случае, если президент говорил не то, что думал, его заявление можно хоть как-то оправдать.
Буш лукавил, чтобы добиться цели, которой он придает очень большое значение. Самым очевидным источником для разногласий между сторонами является его план размещения объектов противоракетной системы в Польше и Чешской Республике. Сам этот проект - 'воздушный замок' в чистом виде, однако он пугает Кремль из-за того, что когда-нибудь может стать элементом более совершенной системы ПРО, направленной против России. По крайней мере, именно на такие опасения ссылаются российские официальные круги.
Российские специалисты знают, что в ее нынешнем виде американская система не обеспечивает защиты от межконтинентальных баллистических ракет; ее оборудование неспособно отличить подлинные боеголовки от ложных целей за пределами атмосферы Земли. Независимо от того, осознает ли Буш этот фатальный недостаток, его приверженность иллюзорному проекту противоракетной обороны дает Путину важное преимущество в 'шахматной партии' российско-американских отношений.
За компромисс в вопросе о развертывании объектов ПРО в Европе - предусматривающий, например, размещение РЛС на юге России, согласно путинскому предложению, озвученному в Кеннебанкпорте - кремлевский гроссмейстер может потребовать должной компенсации. Это может означать признание Вашингтоном преобладающего влияния Москвы в прежней советской сфере интересов, согласие с ее преференциями относительно маршрутов нефте- и газопроводов, 'санкцию' на присоединение к России самопровозглашенных республик на территории Грузии и Молдовы, или 'вежливое молчание' относительно мафиозного, авторитарного государственного устройства, которое Путин навязывает России.
Америка действительно нуждается в сотрудничестве Путина, например, в рамках усилий международного сообщества, призванных не допустить превращения Ирана в ядерную державу. Однако никакой необходимости давать ему 'взятки', чтобы он согласился с размещением в Европе неработоспособной системы ПРО, не существует. Вместо того, чтобы заверять весь мир в искренности Путина, Бушу следовало бы предложить российскому коллеге разумную сделку, отвечающую жизненным интересам России и США.
________________________________
Кеннебанкпорт: разговор, которого не было ("Asia Times", Гонконг)
Виртуальный саммит Путина с Бушем ("Die Tageszeitung", Германия)