Розничный товарооборот в стране в прошлом году вырос на целых 13 процентов, опередив показатели всех остальных стран Европы.
Почти половина россиян считает важным модно одеваться. Такие данные приводит проводившая недавно собственный опрос газета Wall Street Journal. Но в отличие от многочисленных жертв моды на Западе российская элита действительно может себе позволить такое хвастовство.
В прошлом году количество людей с высокими доходами (а к ним относят тех, чья покупательная способность превышает 1 миллион долларов) выросло в России на 15,5 процентов, в то время как общемировой показатель составляет 8 процентов. Эти цифры приводят компании Merrill Lynch и CapGemini в докладе об уровне благосостояния в мире с названием World Wealth Report.
Самодовольная уверенность президента Владимира Путина на международной арене также характерна для человека, который сумел дать своему народу то, чего он хочет: стабильность, процветание и гордость за страну.
Развитие регионов
"Благосостояние России растет фантастическими темпами", - отмечает аналитик по вопросам энергетики из компании Accenture Марк Спельман (Mark Spelman).
Всего за четыре года ВВП России увеличился почти в три раза с 345 миллиардов долларов в 2002 году до 984 миллиардов в 2006-м. Темпы экономического роста сегодня составляют почти 7 процентов в год, хотя еще четыре года назад они были ниже 5 процентов.
Тем временем, инфляция упала с 16 процентов в 2002 году до показателя ниже 10 процентов.
Экспорт утроился - в основном благодаря продажам металла, нефти и газа. Теперь он составляет около 300 миллиардов долларов и намного опережает темпы роста импорта. Это позволило России увеличить свои валютные запасы.
В 2002 году они составляли 44 миллиардов долларов. К 2006 году их объем вырос до уровня более 295 миллиардов.
Таким образом, что касается российского народа, президент Путин, похоже, все делает правильно. "Путин имеет самый высокий [среди избирателей] рейтинг популярности в мире", - говорит Спельман.
"Все обращают внимание на то, что в Москве миллиардеров больше, чем в Лондоне. Однако мы наблюдаем и то, что чистые доходы квалифицированного населения в России также растут. Создается инфраструктура, строятся дома, торговые центры. Товарный бум распространяется сегодня за пределы Москвы".
Со Спельманом соглашается аналитик из Global Insight Russia Наталья Лещенко: "Уровень жизни начинает медленно повышаться и среди бедного населения. Именно поэтому Путин так популярен".
Проблема международного имиджа
Но на международной арене самоуверенное поведение русских часто наталкивается на смесь подозрительности и страха, а также, видимо, и на некую зависть, которая порой выливается в стремление присоединиться к российскому празднику.
В повседневной жизни к богатым и расточительным россиянам зачастую относятся с издевкой. Самый мрачный пример такого отношения можно было наблюдать прошлой зимой в Австрии, когда отели высокого класса в альпийском курортном местечке Кицбуэль договорились ограничить количество приезжих из России до 10 процентов от общего числа постояльцев.
На более высоком уровне Россия часто попадает под огонь критики за проведение агрессивной энергетической политики, которой она пользуется в качестве рычага для оказания политического воздействия за пределами своих границ.
"Она порой поступает очень умно, а порой очень неуклюже", - отмечает Лещенко.
Особую тревогу на Западе по-прежнему вызывает та очевидная беспощадность России, с которой она прекращает поставки энергоресурсов в страны, отказывающиеся платить за поступающий к ним газ по мировым рыночным ценам и настаивающие на сохранении скидок.
Это вызывает "ответную реакцию", как говорит Лещенко. "У России возникает имиджевая проблема, которая отчасти является незаслуженной, а отчасти вполне закономерной". С ней полностью согласен Спельман: "Все гораздо сложнее той картины, которую нам представляют. Почему Россия должна поставлять в бывшие советские республики газ по сниженным ценам?"
Стратегический контроль
Тем не менее, Спельман признает, что Россия вполне готова использовать свои энергосырьевые запасы для достижения стратегических целей.
В 19-м веке она в качестве инструмента внешней политики использовала свою армию. Затем, во времена "холодной войны" в 20-м веке для оказания влияния на друзей и врагов она использовала свои достижения в ядерной области и в сфере ракетостроения. Сегодня ее главным рычагом является природный газ. Об этом говорит Спельман, отмечая, что 56 процентов общемировых разведанных запасов газа сосредоточено в России. "Но в то время как Запад обеспокоен безопасностью поставок, Россия искренне тревожится по поводу безопасности спроса", - говорит он. Иными словами, России нужна как западная клиентура, так и иностранные инвестиции.
А пока западные инвесторы подыгрывают стремлению Кремля к обладанию национальными богатствами, которое он обеспечивает себе путем приобретения контрольных пакетов акций, иностранные партнеры имеют все шансы на существенные прибыли. И это несмотря на то впечатление, которое складывается, скажем, от изгнания компании Shell из проекта "Сахалин-2".
Более того, когда российская государственная газовая монополия начинает кампанию приобретений за границей, причиной тому служит не только стремление Кремля к власти и влиянию. Большую роль здесь играет и коммерческий аспект.
Приобретение активов по переработке и сбыту энергетического сырья дает "Газпрому" более уверенный контроль над спросом на его газ, что крайне важно для получения необходимых капиталовложений в освоение, добычу и транспортировку - то есть в начальный сегмент нефтегазового сектора.
"У "Газпрома" нет стратегического инвестиционного плана, особенно для внутренних месторождений", - говорит Спельман, отмечая, что вместо этого компания вкладывает свои деньги в "венчурные приобретения за границей".
Разумный подход
Порой необдуманное поведение "Газпрома" является характерным для всей системы управления экономикой в России.
На самом деле, хотя российская экономика в последние годы развивается с головокружительной скоростью, это в значительной степени происходит благодаря удаче, а не мастерству и умению. Мощный общемировой спрос на сырьевые товары и соответствующий бум на рынке энергоресурсов и металлов внес за последние несколько лет существенный вклад в рост российского благосостояния.
Тем не менее, как отмечает Лещенко, можно одновременно быть и удачливым, и умным.
"Российская экономика по-прежнему в значительной степени сырьевая", - говорит она, признавая, тем не менее, что Россия "несомненно выиграла" от этого.
"Но, по крайней мере, они не разбазарили эти деньги".
"Нет сомнений в том, что Россия становится экономически более сильной. И ее экономическая политика довольна разумна и далеко не так агрессивна, как политические и идеологические выпады [некоторых представителей Кремля]".
___________________________________________________________
Америке и России нужна торговля, а не тирады ("The Financial Times", Великобритания)
Экономический подъем в России способствует буму жилищного строительства ("The Wall Street Journal", США)