Борьба за руководство влиятельной трансатлантической организацией превращается в проверку ее способности отстоять основополагающие демократические стандарты. Этот конфликт внутри Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе проходит в основном за кулисами. Однако его результат чреват далекоидущими последствиями как для будущего самой ОБСЕ, так и в целом для попыток предотвратить подрыв международных институтов недемократическими странами.
Проблема возникла в связи с тем, что свою кандидатуру на пост председателя ОБСЕ впервые выдвинула недемократическая страна - Казахстан. По правилам организации, ее глава меняется ежегодно, на ротационной основе, причем решение о том, кто будет занимать председательское кресло, принимается единогласно. В последние годы эту должность занимали Бельгия и Болгария, а в настоящий момент в ОБСЕ председательствует Испания. В 2008 г. ее сменит Финляндия.
Министр иностранных дел страны-председателя представляет организацию на международной арене и координирует ее деятельность. ОБСЕ, объединяющая 56 государств Европы, Азии и Северной Америки, является крупнейшей в мире региональной организацией в сфере безопасности, а ее функции включают целый ряд направлений, в том числе вопросы прав человека и демократизации.
Казахстан хочет стать председателем в 2009 г. В соответствии с графиком работы и неписанными правилами ОБСЕ, вопрос о ее главе на этот год уже должен быть решен. Кандидатура Казахстана была выдвинута в конце 2006 г., на заседании совета министров иностранных дел стран-участниц в Брюсселе. Консенсуса тогда достичь не удалось, и окончательное решение было отложено до встречи министров в Мадриде в ноябре 2007 г. Однако торг между странами-участницами уже идет, и очередным его этапом может стать ежегодное заседание Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в Киеве, которое пройдет в эти выходные. На практике договоренность скорее всего будет достигнута гораздо раньше ноября.
Сторонники кандидатуры Казахстана утверждают, что столь ответственный пост укрепит приверженность Астаны демократии и позволит расширить сотрудничество ОБСЕ со стратегически важным Центральноазиатским регионом. Россия, активно поддерживающая заявку Казахстана, и Германия согласны с этими аргументами.
Однако, как показывает опыт, предоставление авторитарному государству лидерства в подобной организации вряд ли сделает его более демократичным. Пример - сама Россия. В прошлом году она занимала пост председателя 'большой восьмерки', а также Совета Европы, чья задача - укрепление прав человека, демократии и верховенства закона на континенте. Однако после того, как Кремль возглавил эти институты, гонения против оппозиции, независимых СМИ и гражданского общества в стране только усилились.
В связи с перспективой, что председательское кресло в ОБСЕ достанется Казахстану, возникает ряд 'неудобных' вопросов. Если, скажем, где-то будет убит журналист или жестоко разогнана демонстрация, будет ли Астана решительно протестовать, как положено председателю? Аналогичным образом, если какая-то страна после выборов оспорит выводы миссии наблюдателей ОБСЕ, председатель организации должен четко заявить о своей позиции. Эта тема особенно актуальна, поскольку структуры ОБСЕ, занимающиеся наблюдением за выборами, чья работа оценивается весьма позитивно, подвергаются все большему давлению со стороны России и других авторитарных государств, покончивших с независимым мониторингом выборов внутри страны, и теперь явно желающих ограничить анализ их действий на этом направлении международными организациями.
Ситуация с правами человека в Казахстане ужасна, а выборы в этой стране ни разу не проводились в соответствии с международными стандартами. Президент Нурсултан Назарбаев, занимающий этот пост уже 17 лет, только что подписал закон, дающий ему возможность оставаться у власти пожизненно. Как можно доверять мнению подобного государства в таких вопросах?
Учитывая явные проблемы с демократией в стране, предпринимаются дипломатические усилия, призванные отсрочить председательство Казахстана. Один из вариантов предусматривает его перенос на 2011 г., и к тому же на определенных условиях, гарантирующих, что Астана проведет необходимые демократические реформы.
Тем не менее Казахстан, при поддержке России, по-прежнему намерен заполучить председательское кресло в 2009 г. Эта настойчивость связана с графиком выборов в некоторых влиятельных государствах, и системой председательства в ОБСЕ, в рамках которой действующему главе организации помогают ее бывший и будущий председатели. Таким образом, Астана хочет играть в организации важную роль в 2008, 2009 и 2010 г. - в том числе в вопросах мониторинга выборов. Вовсе не случайно этот период совпадает с выборами в самом Казахстане, а также Беларуси, России и Украине.
Предоставить Казахстану председательство в 2009 г. - значит пойти по пути наименьшего сопротивления, но расплачиваться за это придется дорогой ценой. Исход этой истории даст понять, способны ли демократические страны-участницы ОБСЕ отстоять стандарты демократии, или готовы ими поступиться.
Кристофер Уокер руководит исследовательской работой в правозащитной организации Freedom House
____________________________________________________
Борьба за наследство Назарбаева ("The Independent", Великобритания)
Запад испытывает нездоровый интерес к энергетическим ресурсам Казахстана ("El Pais", Испания)