Несмотря на существование нескольких независимых газет и остатков оппозиции в Думе, система правления России вновь стала почти такой же непрозрачной, как во времена Советского Союза. Снова пробил час кремлеведов. Чтобы понять, что происходит в Кремле, нужно уметь расшифровывать ту информацию, которую удается выловить из публикаций в подвластной Кремлю прессе, передач государственного телевидения и загадочных заявлений особ, приближенных к президенту.
Сегодня всех больше всего волнует вопрос: кто же придет на смену Владимиру Путину? В принципе конституция запрещает ему баллотироваться на третий срок в 2008 году. Уступит ли он свой пост? Выберет ли он сам своего преемника, коего российскому электорату придется одобрить, поскольку другого выбора у него не будет? Воспользуется ли он своей популярностью, чтобы с помощью институционных уловок остаться у власти? Чтобы разработать методику, позволяющую отвечать на подобные вопросы, стоит кинуть взгляд в прошлое.
В 1970-х годах журналисты и администрации правительств западных стран за недостатком информации из первых рук ломали себе голову в попытке узнать, каким же образом функционирует советская власть. Аналитики ЦРУ также не сидели, сложа руки. Недавно рассекреченные архивы содержат информацию не только о 'фамильных драгоценностях', нелицеприятной деятельности разведслужб США во времена 'холодной войны', в том числе и в отношении американских граждан.
Блок архивов, так называемые документы 'Caesar-Polo-Esau' - 147 досье на 11 000 страницах - содержит анализ политики СССР, его отношений с братскими партиями и советско-китайского конфликта. Начиная с 1953 года и 'заговора убийц в белых халатах', врачей, которых необоснованно обвинили в покушении на жизнь Сталина, до 1972 года, которым датирован документ под названием 'Политическое бюро и процесс принятия решений в Советском Союзе'.
Последний документ, носящий гриф 'совершенно секретно', был составлен сотрудником специального аналитического управления ЦРУ. Прошло уже шестнадцать лет после краха коммунизма, за это время были открыты ранее засекреченные архивы, поэтому этот документ не содержит никаких откровений, но он является примером добротного анализа мира, сокрытого за пеленой тумана. 'Это исследование имеет целью рассеять несколько таинственную ауру, которая традиционно окружает процесс принятия решений в Кремле', - говорится в предисловии. Эта цель была достигнута.
Политбюро ЦК КПСС не являлось монолитной группой, коей оно хотело казаться внешнему миру. Оно состояло из 'талантливых политиков, чьи разнящиеся амбиции и круг обязанностей приводили к формированию конкурирующих целей: короче, они были людьми, находящимися в лоне устойчивой и гибкой политической системы, существующими в напряженной атмосфере'.
На вершине пирамиды находится Леонид Брежнев. Мы запомнили этого советского руководителя дряхлым стариком, который не мог самостоятельно стоять на трибуне мавзолея и невнятно произносил речи во время грандиозных парадов на Красной площади. Мало кто помнит, что Брежневу, когда он сменил Никиту Хрущева в 1964 году, было всего 57 лет, что в то время он слыл динамичным руководителем, любителем красивых машин и хорошей выпивки.
В советском механизме власти генеральный секретарь партии, который де-факто возглавлял Политбюро, не будучи формально президентом, являлся центральной точкой процесса принятия решений. Он - геометрическое место разнообразных позиций других членов Политбюро - всего их было 15 человек - но он не являлся автократом, единолично принимающим решения. В этом состояло существенное отличие от сталинского периода, и в некоторой мере от стиля правления Хрущева. Последний не мог диктовать свою волю, но на заседаниях Политбюро заваливал своих коллег ворохом второстепенных вопросов, и таким образом не давал им обсуждать важные проблемы.
В 1970-х годах все было совсем по-другому. Политбюро функционировало, как любой другой бюрократический аппарат. Брежнев играл в нем важную роль благодаря своему ключевому посту. Именно он подготавливал заседания, собирал пожелания своих коллег, распространял проекты решений, подводил итоги обсуждений и объявлял о решении, принятом на основе консенсуса. В политбюро редко прибегали к голосованию, поскольку никому не хотелось оказаться в меньшинстве. Намного комфортнее было примкнуть к доминирующей позиции. Свое мнение осмеливались высказывать лишь самые влиятельные члены Политбюро. Другие следили, куда дул ветер.
Цементирующая оболочка максистско-ленинской идеологии не являлась препятствием для определенной формы плюрализма, связанного скорее с личностным соперничеством и отстаиванием 'корпоративных' интересов, чем с реальной разницей во мнениях.
Говорят, что в 1968 году Михаил Суслов, поборник жесткой линии, стоявший на страже идеологической ортодоксальности, тем не менее, выступал против ввода советской армии в Чехословакию, который покончил с 'пражской весной'. Он делал это не потому что вдруг стал сторонником 'социализма с человеческим лицом', просто он отвечал за отношения с братскими партиями и опасался, что этот шаг негативно скажется на имидже СССР :
Концентрация власти на вершине пирамиды была достаточной, чтобы Леонид Брежнев мог принимать решения сам, но не настолько абсолютной, чтобы он мог себе позволить игнорировать мнение большинства по наиболее важным вопросам.
Во внешней политике ситуация была несколько иной, поскольку тут у членов Политбюро не было 'клиентов', интересы которых они должны были защищать. Даже если некоторые из них в большей или меньшей степени занимались отношениями с теми или иными странами. Решения по этим вопросам принимались под влиянием трех групп: экспертов, военных и министерства иностранных дел. Экономические круги, которые в то время представлял председатель Совета Министров Алексей Косыгин, понимали, какую экономическую выгоду может принести разрядка, но их мнение большого веса не имело.
После первых хаотичных лет президентства Бориса Ельцина, российская власть при Владимире Путине тяготеет к возвращению к бюрократическому стилю правления. Приближенные президента составляют некое подобие Политбюро, в котором также присутствует соперничество, личностные амбиции, мелкие дрязги и конфликты полномочий. Администрация президента, которая располагается в бывших помещениях Центрального Комитета, походит на аппарат ЦК КПСС.
Президент, наподобие генерального секретаря советских времен, находится в центре пересечения всех противоречий. Он держит власть в своих руках благодаря тому, что распределяет посты и гарантирует неприкосновенность различных интересов высокопоставленных функционеров режима.