МОСКВА - Юлии Кулиевой всего 19, а она уже комиссар. Девушка сидит за столом и по очереди задает вопросы рассевшимся напротив нее молодым людям, проверяя их идеологическую готовность к участию в работе летнего лагеря.
"Скажи, какие достижения политики Путина ты можешь назвать?" - спрашивает она.
"Ну, это стабилизация экономики, - отвечает испытуемая девушка, - пенсии подняли".
"А что происходит в Чечне?" - спрашивает Кулиева, проверяя ее знания в отношении сепаратистского конфликта, уничтожившего десятки тысяч жизней и продолжающегося, несмотря на явную победу и перевес российских федеральных сил и преданных режиму чеченских группировок.
"В Чечне - то, что она считается частью России", - отвечает девушка.
"А война там продолжается?"
"Нет, все спокойно".
Кулиева возглавляет идеологический отдел молодежного движения "Наши". Это крупнейшее из нескольких созданных путинским Кремлем молодежных движений, цель которого - борьба за умы и сердца российской молодежи в школах, в эфире и, если необходимо, на улицах.
За два года своего существования организация под названием "Наши" превратилась в дисциплинированный и щедро финансируемый Кремлем инструмент в путинской борьбе за политический контроль накануне декабрьских парламентских и мартовских президентских выборов.
Движение организует массовые марши в поддержку Путина. Недавно оно собрало в Москве десятки тысяч молодых людей, направивших SMS-сообщения в адрес президента, а также устроило бурные демонстрации в поддержку российской внешней политики, результатом которых стало преследование работающих в Москве британских и эстонских дипломатов.
Но главная цель движения это идеологическое воспитание (некоторые называют это индоктринацией) сегодняшней молодежи - первого взрослеющего поколения постсоветской России.
Для "Наших" молодежь - это не потерянное поколение бурных 90-х, не бездушное потребительское поколение "П" (П - значит "Пепси"), о котором писал в 2000 году Виктор Пелевин. Она, как пишется в глянцевых брошюрах "Наших", это "поколение Путина". "А почему поколение Путина? - спрашивает в штаб-квартире "Наших" пресс-секретарь движения Анастасия Суслова. - Потому что Путин качественно изменил Россию. Он дал стабильность и возможности для модернизации и развития страны. Таким образом, мы, молодые люди, мне, например, 22 - и эти восемь лет были для меня самым длительным периодом моей сознательной жизни, мы росли, и страна менялась на наших глазах".
"Наши" появились после протестов под руководством молодежи, благодаря которым были свергнуты одряхлевшие режимы в ряде бывших советских республик, в частности, на Украине в 2004 году. К этому движению присоединилась другая организация под названием "Молодая гвардия", принадлежащая путинской партии "Единая Россия", а также движение "Местные", созданное правительством Московской области и недавно начавшее кампанию против иммигрантов. Позже к ним примкнули "григорьевцы" - группа, связанная с Русской Православной Церковью.
Организаторы и критики таких движений говорят, что все это - часть усилий по формированию армии последователей - лояльной к власти и патриотически настроенной молодежи, а также по предотвращению молодежного сопротивления, которое может возникнуть во время тщательно отрежиссированной подготовки к выборам преемника Путина в ходе намеченных на начало следующего года выборов. "Наши", являющиеся на сегодня самой крупной и самой заметной группировкой, утверждают, что в их рядах находится 10 тысяч активных членов, а в мероприятиях движения участвует до 200000 человек.
"Кремль решил, что можно поэксплуатировать молодежные организации", - говорит научный сотрудник из Московского центра Карнеги Николай Петров. Он сравнивает молодых активистов с ландскнехтами - средневековыми пехотинцами, которых вербовали для проведения военных кампаний.
Представители российской молодежи, как и их родители, по-прежнему аполитичны. Они считают, что так называемая политика в этой стране находится где-то в стороне от их повседневной жизни. Цель "Наших" заключается в том, чтобы изменить это, повысить активность молодежи, пусть даже в строгих рамках, разрешенных Кремлем.
Идеология "Наших" заключена в манифесте, основанном на трудах главного политического советника Путина Владислава Суркова, которого называют кремлевским Карлом Роувом (Karl Rove ) (Карл Роув - главный политический советник Джорджа Буша, руководитель его предвыборных кампаний. Перед промежуточными выборами в Конгресс лишился части официальных полномочий, но, по мнению наблюдателей, сохранил свое влияние в Белом доме - прим. перев.). На своих мероприятиях и во время интервью члены движения, такие как Кулиева, произносят выдержки из этого манифеста, или "книги Суркова" подобно заклинанию.
"Я хочу, чтобы в 21-м веке Россия была лидером", - заявил на недавнем митинге "Наших" во Всероссийском выставочном центре 18-летний Юрий Венчеков. Целью митинга было объявлено развитие гармоничных отношений между российскими этническими группами.
Платформа "Наших" определяется непреклонной преданностью Путину и активной враждебностью в отношении его критиков, таких как бывший премьер-министр Путина Михаил Касьянов, бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров и писатель националистического толка Эдуард Лимонов. Члены движения осуждают лидеров оппозиции, называя их фашистами. Тот азарт, с которым они этим занимаются, даже вызывает беспокойство.
Один из кандидатов Кулиевой на поездку в летний лагерь "Наших" (это две недели спортивных и идеологических занятий на берегу озера Селигер) заметил, что если соединить первые две буквы фамилий каждого из трех лидеров оппозиции, то получится глагол в прошедшем времени со значением, скажем так, "испражняться".
"Поэтому эта троица подходит друг к другу", - отвечает молодой человек по имени Виталий Чубаров. Кулиева фыркает от смеха.
Идеология "Наших" не ограничивается политикой. Она проповедует этническую толерантность и противодействие скинхедам; выступает за службу в армии, от которой уклоняется очень много молодых людей, за поддержку сирот и пенсионеров и за уважение к ветеранам Второй мировой войны. Что касается социальных вопросов, движение выступает против пьянства и курения и отстаивает консервативные взгляды в вопросах абортов и контроля рождаемости, рекомендуя, например, не пользоваться презервативами.
Как и сам Путин, который недавно сравнил внешнюю политику Соединенных Штатов с политикой гитлеровского рейха, "Наши" проводят свои кампании и публикуют литературу, окрашивая их полускрытой враждебностью в отношении Европы и США. На митинге в поддержку этнической гармонии был вывешен плакат с осуждением усыновлений российских детей американскими семьями: "В 2005 году 3966 российских детей стали гражданами Америки".
"Путинское поколение" вырастает на диете антиевропейских и антиамериканских настроений, что может привести к углублению социального и политического раскола между Россией и Западом на многие десятилетия.
"Сегодня Соединенные Штаты Америки с одной стороны, и международный терроризм с другой пытаются контролировать Евразию и весь мир, - говорится в манифесте движения, - их взгляды устремлены на Россию. Задача нашего поколения заключается в защите суверенитета России, как это делали наши деды 60 лет назад".
Хотя представители Кремля пытаются представлять данные организации в качестве независимых игроков, "Наши" и прочие движения обязаны финансовой и политической поддержкой своему статусу креатур путинской администрации. Им разрешают проводить марши, в то время как демонстрации оппозиции подвергаются запретам или ограничениям. Их деятельность в положительном ракурсе освещается государственным телевидением, в то время как оппозиция третируется и игнорируется.
Хотя финансирование "Наших" покрыто мраком неизвестности, движение получает гранты от государства и таких крупных представителей мира бизнеса, как государственный энергосырьевой гигант "Газпром" и компания "Норильский никель", чей главный владелец Владимир Потанин предан Путину. "Наши" в долгу не остаются. В своей литературе они благожелательно отзываются о Потанине, выделяя его из общего ряда "олигархов", которых в России осыпают бранью.
"Мы должны признать, что долгое время у нас вообще не было никакой молодежной политики, - заявил в прошлом году в одном из редких своих интервью Сурков. - Постепенно мы поняли, что такая политика нужна". Признавая, что он поддерживает "Наших", Сурков говорит: "Очень важно не заниматься слишком жестким и строгим контролем этих движений, не повторять опыт создания организаций старого образца".
Но оппоненты "Наших" высмеивают эту организацию, называя ее современным образчиком Комсомола - молодежного крыла КПСС. Цвета и символы похожи: члены "Наших" носят красные книжечки, предъявляя их при регистрации на митингах и занятиях. Как и в Комсомоле, членство в "Наших" считается ступенькой наверх - к престижной работе в правительстве и государственных корпорациях.
По словам оппонентов, есть и более зловещие признаки. "Наши" проводят полувоенную подготовку, готовясь выступить против тех, кто выйдет на улицы в знак протеста против Кремля. Лидер молодежного крыла либеральной политической партии "Яблоко" Илья Яшин говорит, что цель подготовки - "прямое запугивание активистов оппозиции". В качестве примера он приводит приписываемое сторонникам "Наших" нападение на штаб-квартиру запрещенной Национал-большевистской партии, которую возглавляет Эдуард Лимонов.
В политическом плане "Наши" превратились в мощный инструмент выражения недовольства Кремля. Когда губернатор Пермского края и назначенец Путина Олег Чиркунов разрешил в прошлом году члену оппозиционной партии присутствовать на молодежной конференции, сотни демонстрантов из рядов "Наших", несмотря на сильный мороз, пикетировали здание его администрации, требуя извинений. Губернатор извинился быстро.
После того, как Эстония в конце апреля перенесла памятник советской эпохи, "Наши" взяли в осаду эстонское посольство в Москве, сорвав эстонский флаг, бросая в здание камни и мешая дорожному движению. Члены движения, в том числе, его лидер Василий Якеменко, во время пресс-конференции эстонского посла Марины Кальюранд в начале мая грубо приставали к ней, в связи с чем охранникам посла пришлось для ее защиты применить перечный газ.
Лидер молодежного крыла "Яблока" Яшин говорит, что Кремль рискует дать волю такой активности, которая может выйти из-под его контроля, особенно в условиях, когда сторонники Путина ведут борьбу за власть накануне его ухода, который, как он обещает, предстоит в следующем году.
"Власти могут столкнуться с серьезными проблемами, - говорит он, - потому что все те молодые люди, которых они сегодня обучают, в которых вкладывают деньги, которых они учат организовывать массовые акции, могут перейти в лагерь настоящей оппозиции, если увидят, что их интересы нарушаются".
"Сегодня они лояльны, а завтра могут стать оппозицией, - добавляет он, - и это будет нечто гораздо более серьезное, чем акции хунвэйбинов во времена "культурной революции" в Китае".
Свой материал для статьи предоставили Майкл Швирц (Michael Schwirtz) и Джошуа Яффа (Joshua Yaffa).
___________________________________________________________
Дети Путина ("The International Herald Tribune", США)